Трагедии/терракты/несчастные случаи
March 24, 2023

Трагедия при десантировании 137 гв.пдп на учениях в Монголии

Светлой памяти гвардейцев 137-го парашютно-десантного полка, погибших на учениях в Монголии в марте 1979 года.

В период с 9 по 26 марта 1979 года, в соответствии с решением ЦК КПСС в приграничных военных округах на востоке страны, на территории Монголии и Тихоокеанском флоте были проведены Стратегические войсковые и флотские учения. Всего в учениях принимало участие двадцать общевойсковых и авиационных дивизий. Общая численность привлекаемых на учение войск составила более 200 тыс. человек личного состава, свыше 2,6 тыс. танков, около 900 самолетов и 80 кораблей.

Учение началось с отмобилизования и приведения войск и сил флота в полную боевую готовность. Из запаса было призвано свыше 52 тыс. чел. приписного состава и поставлено из народного хозяйства более 5 тыс. автомобилей.

В соответствии с планами учений осуществлялись перегруппировки авиационных полков внутри граничащих с Китаем военных округов. На Восток передислоцировались, причем без серьезных летных происшествий, авиационные соединения не только из соседних военных округов, но даже и из Прикарпатья на дальность более 7000 км всего за двое суток. И речь здесь идет не о десятке самолетов, вырванных из отдельных частей постоянной готовности с наиболее подготовленными летчиками, а о полноценных авиационных полках в штатном составе. Их обслуживание и дозаправку при этом проводили части пяти военных округов. Вместе с авиационными полками военно-транспортной авиации перебрасывались и подразделения аэродромно-технического обслуживания.

Наиболее крупными были войсковые учения в Монголии, в которых приняли участие шесть мотострелковых и танковых дивизий, причем три из них дополнительно введены в МНР из Сибири и Забайкалья. Кроме того, в мероприятиях на территории этой республики было задействовано две бригады, и три авиационные дивизии, а также соединения и части усиления. В ходе учений проводилось боевое слаживание войск. Соединения и части в сложных климатических и природных условиях совершали марши на большие расстояния из Сибири в МНР (более 2 тыс. км). Войска перегруппировывались по железной дороге, перебрасывались по воздуху.

106 гвардейская воздушно-десантная дивизия была поднята по тревоге 9.03.1979 года и одним рейсом, с полным боекомплектом и полковыми запасами, менее чем за сутки с момента объявления тревоги была переброшена из мест постоянной дислокации в Забайкалье. (Около 7000 км.) Было задействовано порядка 400 самолетов ВТА, взлетали с семи аэродромов. 51 гв.пдп перелет совершал на самолетах ИЛ -76 с аэродромов Ефремова, аэродром «Ефремов-3» и Липецка, аэродром «Липецк-2» , 137 гв.пдп на АН-22 из Рязани, аэродром «Дягилево», а вторая аэродромная группировка 137 гв.пдп летела на АН-12 из Ряжска, 331гв.пдп л.с на ИЛ-76, техника с экипажами на АН-12 из Иванова, аэродром «Северный». В ходе перелета самолеты делали посадку для дозаправки топливом, где попутно покормили экипажи и десантников горячим обедом. АН-22, на котором летел я, садился, в районе Семипалатинска, аэродром «Чаган». Летевшие из Ряжска на АН-12 дозаправлялись в Челябинске, «Шагол». Из Липецка садились в «Купино» под Новосибирском. Летевшие из Иваново дозаправлялись в Омске, аэродром «Северный» и Барнауле «Панфилово». Техника была загружена в грузовые отсеки транспортных самолетов, а личный состав в гермокабины. Я летел на АН-22, в гермокабине самолета со мной четыре экипажа боевых машин: механики, наводчики и их четыре боевых машины в грузовом отсеке.

Остальной личный состав летел без техники. Вот как, вспоминает о перелете Королев Владимир (331 гв.пдп): «... летел я на ИЛ-76, купола в сумках на ногах лежали, самолет был забит до отказа, дозаправлялся в Омске ...». В управление дивизии и 1/51гв.пдп, разедрота.,1182 гв.ап, "Степь" р-он Оловянная 137гв.пдп и Забайкальском военном округе (ЗабВО) дивизия была разсосредоточена по аэродромам: "Домна" р-он г. Чита располагались - 51 гв. пдп, "Чиндант", «Мирный» ст. Безречная, р-он г. Борзя - 331гв.пдп.. «Костромичам» повезло, они жили в казармах 11 гв. мотострелковой дивизии которая в ходе учений уже ушла на границу с КНР.

В районах ожидания, до начала учений проводились ежедневные тактико- строевые занятия на боевых машинах. Средства десантирования были сняты, но полный боекомплект был загружен в боевые машины, а также проходили тренировки по подготовке боевой техники к десантированию. 20.03. Китай начал отводить войска из Северного Вьетнама. Где-то 21 или 22 марта боеприпасы из боевых машин были выгружены, мы «выдохнули» и перешли в стадию учений.

Погрузка техники 137 гв. пдп, аэродром «Степь», р-он нп. Оловянная март1979 г

Дальнейшие учения 137 гв. пдп, должны были проходить уже на территории Монгольской Народной Республики (МНР), в 200 км южнее административного центра Арвайхээр (по русскому, Арбай-Хэрэ). Учения должны были проходить с десантированием всего личного состава полка и более чем 100 единиц боевой техники (техника 2 пдб и разведывательной роты полка должна была десантироваться на парашютно-реактивных системах ПРСМ – 915) и с этапом боевой стрельбы парашютно- десантного полка. Задача десанта – захватить и удерживать выгодный рубеж, чтобы обеспечить беспрепятственный проход через него танковой дивизии второго эшелона наступающих войск, развивающих наступление.

Десантирование должно было проходить: на горное плато, на высоте около 1500м., в сложных климатических и погодных условиях: голая, каменная, бесснежная пустыня температуры днем -10-20°С, ночью -25-30°С. Для оказания помощи в подготовке техники и личного состава к десантированию из Рязанского десантного училища прибыли и были при командированы преподаватели кафедры Воздушно Десантной подготовки Спиридонов А., Чекалин С., Шутов В.А.

Партийно-политическая работа перед десантирование 137 гв. пдп аэродром «Степь», нп. Оловянное.

Где то, за несколько дней до десантирования, в Монголию, под руководством заместителя командующего ВДВ генерала Калинина П.Г., была переброшена, группа офицеров управления командующего ВДВ, командир 106 гв. вдд дивизии Подколзин Е.Н. с частью управления дивизии и офицерами 137 гв. пдп, с задачей подготовить площадку приземления и провести рекогносцировку. Для обеспечения десантирования и сбора на площадке приземления в Монголию был переброшен 131 Отдельный Самоходно Артиллерийский Дивизион 106 вдд. И тыловая группа: комендантский взвод, часть роты связи и роты десантного обеспечения, хоз. взвод полка. Вот воспоминания Олега Бородаченко, он с тыловой группой был переброшен в Монголию: «Я также принимал участие в этих мероприятиях, в то время я был заместителем командира 2 пдр 137 пдп, и был в составе группы рекогносцировки, на площадке приземления, обеспечение осуществлял ОСАДн командир дивизиона был полковник Джасс.

Овчаренко В. и Литвинов В. Механики-водители 4 пдр, аэродром Степь.

За каждым «посредником - проводником», были закреплены бортовые МАЗы, мы были распределены в соответствии с предполагаемыми пунктами сбора своих подразделений и должны были после приземления л.с. найти своих командиров, оказывать помощь в сборе личного состава и в дальнейшем выполнять задачи "посредника-проводника" при своих подразделениях. Чему мы и тренировались непрерывно все эти дни до десантирования полка, облазили и объездили все эти сопки с руководством учения и командованием дивизии.

Из-за опоздания танковой дивизии, с выходом на исходный рубеж десантирование было перенесено на сутки. В день десантирования, 24 марта 1979 года, порывы ветра достигали 20-30 м/с. В некоторых источниках пишут до 40 м/с. На трибуне, установленной у площадки приземления, собрались высокие гости: в том числе руководитель МНР Юмжагийн Цэдэнбал. Руководитель учений первый заместитель Министра бороны СССР генерал армии Соколов С.Л., заместитель Командующего ВДВ генерал- полковник Курочкин К.Я. Но, не смотря на ветер и сопротивления командира дивизии, который был категорически против десантирования, решили: «Десантировать пару бортов: один с боевыми машинами и один борт с личным составом, по результатам десантирования принять окончательное решение».

Первый заместитель Министра бороны СССР генерал армии Соколов С.Л.

Вот как пишет об этом в своей книге «Записки командующего-десантника» генерал Армии (Командующий ВДВ с января 1979 по июль 1987). Д.С. Сухоруков «Десантироваться предстояло на голую каменную, серую, как цемент, пустыню. В день десантирования поднялся сильный ветер. Это был прыжок в ад.» Секретарь партийной комиссии 106 гв.вдд В.И. Рыжков делиться своими воспоминаниями в статье «Десант в Монголию» в книге «Летопись Воздушно-Десантных войск 1930-2015»:

«Командир дивизии генерал-майор Подколзин Е.Н вышел по телефону на генерала Курочкина К. Я. и был против десантирования (по утверждению полковника Жигульского П.Г., в то время зам начальника отдела боевой подготовки ВДВ, очевидца разговора, использовалась даже ненормативная лексика: «...кто дал команду прыгать, а ты знаешь, кто присутствует?» - и в таком духе). А вот какие воспоминания участника событий вертолетчика Домбрачев В.Г были опубликованы в сборнике "Опаленные Афганом. Рассказывают участники афганской войны". Составители Н.К. Герасимова, Е.И. Терешина.

«Дул пронизывающий ветер. Лопасти вертолета, от ветра, махали, как крылья птицы. «Если ветер не успокоится, то высадки десанта не
будет», – подумал я. ... Ко мне подошел бортовой
техник и спросил: «Командир, неужели в такой ветер будут бросать десантников?». «Не должны, – ответил я, – это же убийство!».

Десантировали из ИЛ-76. Первый борт три БМД- 1 на ПРСМ-915, (номера боевых машин: 702, 740, 731), все разбились при приземлении, не сработали реактивные системы, были сломаны щупы. Второй борт десантировал личный состав. Десантировали в два потока, в правую дверь первым десантировался командир парашютно-десантного полка майором Топоров В.М. (в будущем генерала армии, заместителя министра обороны ВС РФ), выпускающим был командир разведывательной роты Черемухин О.Я.

заместитель Командующего ВДВ генерал- полковник Курочкин К.Я.

До команды «Отставить» десантировали 92 десантников, в их числе: начальник артиллерии полка Зарубин А.А., начальник ПВО полка Крестьянов С.А. , начальник связи полка м-р Калитин В.С., заместитель начальника штаба Туляков О., командир разведывательной роты полка ст. л-т. Черемухин О.Я, его заместитель ст. л-т Пузанков В.М. и его командиры взводов Александров С., Кудров Г.П., часть личного состава разведывательной роты: Петрунин А., Гочияев А., Капустин В., Романов Н., Свидельский В., Клюкин Г Сырых А.., и роты связи, командир 1пдб Супряга, с нач. связи батальона Майоровым, командир 2 роты Гонтащюк И. и часть механиков водителей 1пдб: Будкин А. и другие,, командир 2 пдб м-р Миронов В.И., нач. связи батальона ст. л-т. Давыдкин В.И., командир 5 пдр Кожуров В., заместитель командира 4 пдр Гапоненко О.Г. и механики-водители 2 пдб: Овчаренко В., Литвинов В., Кравченко В., Сотников и другие, командир 3 пдб Дедюхин В., командиры рот Гладышев Н., Крымский В., Зюмченко В., механики водители 3 пдб: Бессольцев В.Е., Саидов Т.О, Пугач А.А. и другие и несколько офицеров ВДС дивизии и отделов ВДП ВДВ, из-за которых с этого борта сняли: командира 3 роты Крот и начальника связи 3 пдб Абросимов А.. К сожалению, всех кто десантировался перечислить не могу. Замысел командования в таком составе первого борта был, что бы управления полка и командиры батальонов и рот по приземлению организовали управление и сбор личного состава, а механики отыскали свои машины и расшвартовали их. После сигнала «Отставить», выпускающие с трудом удержали «хвосты» потоков.

Выпускающий Сергей Ковалев вспоминает: «...когда, после команды «Отставить», я перекрыл поток, начальник отдела ВДП ВДВ, полковник Арабин М.В., на котором закончилось десантирование, кричал «я тебя старлей сгною и т.д. и т.п.». Но когда все прояснилось, был очень благодарен».
Топоров Н.М. тогда командир 137 гв.пдп, с 1992 г. заместитель Министра Обороны РФ

Вот как описывает десантирование командир взвода разведывательной роты полка Александров С.В. в своей книге «По десантным законам» Он десантировался в левую дверь, за ним шел его радист Капустин В. «... Тем временем я выпрыгнул из самолета, купол раскрылся нормально, перевел автомат в положение для стрельбы в воздухе, посмотрел назад. Сверху висели уже другие бойцы и тоже готовились к приземлению. Всё шло по плану. Но по мере приближения к земле понял, что горизонтальная скорость с каждым метром снижения становится всё выше и выше. При подходе к земле увидел, что меня просто понесло. Такую горизонтальную скорость во время всех своих предыдущих прыжков я никогда не испытывал. Ясно, что ветер в приземном слое был значительно выше допустимого.

Как, в свое время учили действовать в подобной ситуации: развернуться по ветру, задние лямки парашюта до упора натянуть вниз, ноги вытянуть вперед. Так же я учил и своих солдат. После выполненных действий скорость по горизонту уменьшилась, но возросла вертикальная скорость.

Черемухин А.Я., тогда Командир развед. роты

И вот приземление. Землю встретил ногами, но купол моментально перелетел вперед, меня слегка подбросило вверх и потянуло вперед за куполом. Дальше удар об землю головой. Больше ничего не помню.

Сколько времени был без сознания, не знаю. Очнулся, когда почувствовал удушение. Видимо, после приземления и удара головой об землю меня еще вдобавок перевернуло вокруг оси и лямки подвесной системы пересеклись и сошлись как раз на горле и начали душить. Лежу на запаске и вижу, как с огромной скоростью меня тащит по земле. Инстинктивно просунул руку между горлом и перехлестнувшимися лямками, чтобы набрать воздуха и опять не потерять сознание. Стало немного легче. Над собой слышу гул самолетов. Поднял голову вверх — наши самолеты проходят над площадкой приземления, рампы открыты, но выброски не наблюдаю.

«Видимо, десантирование уже закончилось, а я пропустил свой самолет, где должны находиться мои боевые машины. Как же я теперь найду эти машины и соберу группу? - молниеносно пронеслись мысли в голове. — А сколько времени меня тащит по земле? От момента моего приземления до выброски главных сил — двадцать минут. Значит, минимум уже столько времени я не могу подняться с земли».

Решение одно — надо резать стропы. Но этого я не могу себе позволить.

«Как это так: лейтенант, десантник, разведчик - и испугался, перерезал стропы, испортил военное имущество позор». Именно так и подумал. Нет, надо попробовать остановиться другим способом.

Убрал руку от горла, ухватился двумя руками за нижние лямки, потянул на себя. Бесполезно. Лямки и стропы натянуты как струна. Силы на исходе. Нет, буду все-таки резать. Потянулся за стропорезом под запаской. Вместо ожидаемого ножа вытянул только оборванную веревку...

Результат десантирования техники 137 пдп, Арбай - Хэре,

Теперь надо было рассчитывать только на оставшуюся физическую силу и самообладание. Правой рукой уцепился за одну нижнюю стропу и круговыми движениями начал наматывать ее на ладонь. Левой рукой повторил те же действия с другой стропой. И тут я почувствовал результат: чем больше стропы наматываю на руку, тем больше уменьшается парусность купола и, соответственно, падает скорость движения по земле. В какой-то момент добрался до кромки купола, и движение на какое-то мгновение прекратилось. Далее освободиться от подвесной системы было уже делом техники. Поднялся на ноги. Голова шумит, и почему-то очень сильно болит спина. Собрал в сумку парашют, осмотрелся. Вот она пустыня Гоби. На первый взгляд - просто выжженная земля, холмистая поверхность и, никакой растительности. Земля превратился прессованный и твердый, как асфальт, грунт в виде гребенки, как на стиральной доске.

Метрах в двухстах увидел солдата, достал сигнальный флажок, установленным сигналом указал, чтобы он выдвигался ко мне, а сам пошел к нему. Но тот продолжает стоять. Подхожу ближе — узнал своего связиста Капустина В.. Стоит на месте, у ног грузовой контейнер с радиостанцией. Но двигаться он почему-то не собирается. Уже подхожу к нему, кричу: «Почему не выдвигался в мою сторону, почему до сих пор не расчехлил радиостанцию и не вышел на связь?» Не успел я и дальше высказать все, что по этому поводу думаю, как солдат только успел вымолвить слова: «Ноги болят», рухнул на землю и потерял сознание. Болевой шок. Достал аптечку, привел его в чувство. Он опять пожаловался на ноги. Понятно — перелом. Вдали увидел машину ГАЗ-66. Встал, начал махать сигнальными флажками. Заметили. Вижу, едет в моем направлении.

— Надо загрузить бойца, идти не может, сломал ногу, — сообщил офицеру, вылезшему из кабины машины. Тот молча откинул задний борт машины. В кузове, завернутые в окровавленные парашюты, лежали два тела.

Всё было понятно. Мы молча подняли Вовку и загрузили в кузов. Я взял грузовой контейнер с радиостанцией. Сам выйду на связь с руководством. Но это уже была не радиостанция, а какой-то ящик с гвоздями. Связи не будет. Закинул в кузов машины свой и Вовкин парашют, контейнер с разбитой радиостанцией...»

Картину десантирования восстанавливают и воспоминания всё того же Домбрачева: «Под одним из пролетающих самолетов появились две точки, под следующим еще две, которые через несколько секунд переросли в купола парашютов с техникой. Выброшенная с парашютами техника стремительно приближалась к земле, увеличиваясь на глазах. Окружающие увлеклись происходящим и не заметили, как со следующего самолета «посыпались» десантники. Километрах в двух от трибун стала приземляться десантная техника. Тормозные системы, где срабатывали, а где-то не срабатывали. Я впервые увидел, как с БМД слетают башни при ударе о землю. «Хорошо, что там нет людей», – сказал кто-то сзади. Эти слова стали как бы сигналом: все вспомнили, что были выброшены и десантники. Опять, не сговариваясь, подняли головы и увидели, как все небо было усеяно куполами парашютов. Десантники мужественно боролись с ветром, стремясь приземлиться как можно ближе к десантной технике, но, коснувшись земли, как-то беспомощно повисали на лямках и, не поднимаясь на ноги, тащились за наполненными куполами своих парашютов по пустыне. В первый момент на трибунах стояла тишина. Все понимали, что происходит, но никто не мог сказать и слова»

Результат десантирования техники.

Площадка приземления представляла из себя ровную смерзшуюся поверхность из щебенки, как крупная «наждачная бумага» при протаскивании зимнее десантное обмундирование протиралось до тела за пару минут. Навыки, полученные десантниками вовремя, предпрыжковых подготовок, не срабатывали. После приземления купол уже было невозможно погасить подтаскивая кромку парашюта за стропы и тем более забежать. Те, кто приземлился на каменистую площадку, всеми способами боролись за жизнь. Кто то, как и командир полка Топоров В.М. обрезали стропы и избежали протаскивания. Кто то, приземлялся как на "воду" освобождаясь от подвесной системы при касании земли, рискованно, но оправдано! Кому-то быстро оказали помощь и погасили купола. Лично мне помог печальный опыт десантирования 26.05.1976 года, когда при десантировании в РВВДКДКУ погибли четверо моих однокашников курсанты Кальсин Ю.А., Лютов Н.Н., Оськин С.М., Пертюков Е.И.

Александров С.В. командир взвода разведывательной роты полка

командир 2 пдб вспоминал: «после отделения от самолёта ничего не предвещало беды, но чем ближе была земля, то тем быстрее она стала уходить из-под ног, стало понятно, что на земле очень сильный ветер. После удара о землю, пытался, как учили, подтянуть стропы и погасить купол, но ничего не получалось, обрезать стропы было нечем, так как после приземления оторвало запасный парашют, на котором крепился нож. В одной из лощин скорость ветра снизилась и ему удалось подтянуть стропы и даже ухватить кромку купола парашюта, но всё равно погасить купол не удавалось. Только после того, как на купол парашюта наехал колесом автомобиль Урал, купол погас и движение остановилось». Что бы правильно оценивать шансы остальных десантников, нужно сказать, что В.И. Миронов инструктор- парашютист с большим опытом прыжков в различных условиях, разносторонне развитый, прекрасный, спортсмен и физически очень сильный человек.

Миронов В.И, тогда командир 2 пдб

Приземлившихся парашютистов ловили на Уазиках и МАЗ-ах, роты материального обеспечения 20 отдельной разведывательной бригады (командир п/п-к Ушаков В. С.) дислоцированной в Монголии и приданного для обеспечения десантирования и учений. Собирали даже вертолетами, по близлежащим сопкам. Вспоминает Олег Бородаченко, он встречал полк на площадке приземления: «Мы и не думали, что при таком ветре будет десантирование, но прилетели вертушки с руководством (нам говорили, что на десантировании будут присутствовать Соколов С.Л. и Цэдэнбал Ю.), руководство поднялись на оборудованную трибуну и затем в назначенное время началось десантирование. Сначала выбросили три машины. И сразу-же начали бросать людей, третий и все остальные самолёты проходили с открытыми рампами, но без десантирования, мы после того, как увидели, что все машины разбились, а людей еще таскает по площадке, на МАЗах поехали "ловить" и собирать десантников. "Руководство" на одной вертушке -улетело, а две или три вертушки поднялись в воздух и стали помогали искать и собирать десантников. некоторых десантников подбирал без сознания, некоторых в сознании, но битых, куртки в клочья, но кто нормально себя чувствовал, стояли рядом в кузове и подсказывали если, где-то видели парашют либо человека.

Бородаченко О. зам. командира 2 роты

Увидели, что вертушка зависла на одном месте, я поехал в том направлении, потом увидел парашют ближе подъехали -лежит десантник, соскочили с машины, подбежали, десантник не шевелится, посмотрел-это Володя Пузанков думал, что он погиб, сказал солдатам чтобы завернули в купол и положили в машину, а когда начали его заворачивать у него веки глаз дрогнули, стали махать стабилизирующим вертолётчикам, они всё поняли, приземлились рядом, мы с гвардейцами погрузили Пузанкова В. в вертушку и она улетела. Рядом с площадкой приземления был развёрнут полевой госпиталь, его перебросили из Баку, доктора накануне говорили "нуу... завтра Ваших здесь битком будет..." Вот и "накаркали"...». Из воспоминаний вертолетчика вертолётной эскадрильи, Домбрачева И.Г.:" Приходилось пролетать по пустыне дальше десантников, выпускать бортового техника и правого летчика, что бы те гасили парашюты и заносили десантников в вертолет. В каждом вертолете было по 5 - 6 пострадавших». Вот, что вспоминает о десантировании, в то время механик - водитель 3 роты Александр Будкин: "я травмы получил от того, что не смог сразу купол потушить, меня таскало, от запаски моментально остался только каркас, «десантура» в тряпье превратилась «кирзачи» тоже стерлись моментально! Ты ведь знаешь какой порыв ветра был на площадке приземления, я помню, что нас ловили на МАЗах, потом санитарные машины маленькие такие были (транспортеры переднего края ЛуАЗ-967) с носилками водитель и санитар".

Будкин А. в то время механик-водитель 3 пдр

При приземлении из-за протаскивания, погибли три десантника: ефрейтор Бессольцев В.Е. механик водитель 3 взвода и ефрейтор Саидов Т.О. механик водитель 2 взвода 7 пдр, и ефрейтор Пугач А.А. старший механик водитель 1 взвода 8 пдр. Вот что вспоминает заместитель по политической части роты Куприянов Сергей о Бессольцеве В.Е. «... у Василия было поранено сухожилие правой руки, после лечения, его отправили в отпуск (предполагалось, что после возвращения, его вообще комиссуют из армии). Однако он каким-то образом, досрочно вернулся из отпуска и пользуясь неразберихой сборов, попал на это мероприятие чисто по своему желанию ...». Более 50 человек получили травмы различной тяжести, 16 с особо тяжелыми травмами были госпитализированы, в том числе: кпдб - 2 Миронов В.И., ЗНШ полка Туляков О., досталось и полковым разведчикам серьезные травмы получили: командир роты Черемухин О.Я., его заместитель Пузанков В.М, которого привез генерал Калинин П.Г., получил такие травмы, что «его уже освидетельствовали и положили в палатку с погибшими, а он взял и ожил!». с тяжелой травмой позвоночника, командиры взводов Александров С.В., Кудров Г.П., механик водитель Романов Н., радист Капустин В., Клюквин Г.. Больше всего пострадали те десантники, которые покидали самолет последними. Они приземлялись уже за границами площадки приземления, за оцеплением и помочь им, сразу было некому. Это и были мех. вод и офицеры разведывательной роты полка и 3 пдб. Такое размещение было связано с задачами десанта и направлением его действий. На мой взгляд, стойкости, мужеству десантников, готовых выполнить любой приказ, сильно помогли: практически идеально ровная местность и отсутствие препятствий на площадке

Механики-водители 4пдр после десантирования: 1 с лева - Володя из Красноярска,
2 - Володя Кравченко из Краснодарского края, 3 - Сотников из Липецка, 4 – мех-вод. комбата

Секретарь партийной комиссии 106 гв.вдд Рыжков В.И. в своих воспоминаниях отмечает: «Несмотря на весь трагизм ситуации личный состав показывал чудеса терпения, стойкости и мужества. К примеру, один солдат (к сожалению, за давностью не помню его фамилии) после приземления идет по площадке, вся одежда разе драна, впереди ноги от колен и выше кожа содрана, куски ее висят, и навстречу идет комдив. Солдат ему докладывает, чуть не плача: «Товарищ генерал, я нож потерял, не могу найти»».

Остальные самолеты с личный составом и техникой 137 гв. пдп, сели с начала на аэродром "Домна", а после перелетели на аэродром "Степь". Командовал начальник штаба полка Старчук А.Г. Учения закончились. На следующий день самолетами были переброшены десантники из Монголии и самолетами ВТА дивизия была возвращен к местам постоянной дислокации, но из-за плохой погоды «Дягилево» не приняло и перелет 137 гв. пдп был через Витебск (Витебск-Северный). Там переночевали и на следующий день перелетели в Рязань. 51 гв. пдп на АН-22, и борт с пострадавшими во время десантирования садился на аэродром "Сеща" Брянская обл. на аэродром «Сеща», а в Тулу л.с. полка перебрасывали двумя бортами АН-12 в течении дня. Техника с механиками - водителями возвращалась железнодорожными эшелонами (в среднем от 10 до 15 дней).

Командир 106 ВДД Подколзин Е.Н. с офицерами управления дивизии по возращению. «Сеща»

По результатам «учений» закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9.07.1979 года несколько офицеров были так же награждены орденами «Красной Звезды», среди их, заместитель начальника штаба Туляков О., командир разведывательной роты 137 гв. пдп Черемухин О.Я. и его зам. Пузанков В.М. Несколько медалей «За Отвагу» и «За отличие в воинской службе» получили десантники получившие серьезные травмы при десантировании. Вспоминает механик водитель разведывательной роты 137 гв.пдп Александр Серых: « ...Из моего призыва получили при приземлении ранения - Романов Николай (Нижний Тагил) , наградили «За отличие в воинской службе», Свительский Виктор - Сыктывкар, Клюкин Геннадий - Казань., Кудров Геннадий заместитель командира разведывательной роты ...».

Погибших прямо из Забайкалья доставили в места призыва в сопровождении замполитов рот. Погибшие при десантировании: механик-водитель 7 пдр Бессольцев Василий Евгеньевич (14.10.1959 года рождения был призван Ашинским ОГВК, Челябинской области, село Ерал), механик-водитель 7 пдр Саидов Тахир Очилдневич, (1959 года рождения был призван Регарским РВК г. Душанбе, Таджикской ССР), старший механик водитель 1 взвода 8 пдр Пугач Александр Анатольевич (1959 года рождения призван Марьинским РВК Донецкой области). Как написано в их наградных они « ... выполняли боевое задание, верные воинской присяге, проявили геройство и мужество, погибли при исполнении ...» Указом Президиума Верховного совета СССР были награждены орденами «Красной Звезды». Посмертно. К сожалению, не смог разыскать и связаться с родными и близким Саидова Тахира Очилдневича и Пугач Александра Анатольевича. Они погибли за свою Великую Родину СССР, а теперь оказались захоронены в разных странах Таджикистане и Украине. И как в случае и с матерью и родными Бессольцева В.Е. наверно и не знают, где и как погибли их героические сыновья.

Бессольцев Василий Евгеньевич 14.10.1959 – 24.03.1979 и его могила на родине

Столь серьезные учения дали незаменимую и столь редкую в современных условиях практику командованию, штабам в реальном руководстве большим количеством соединений, частей и кораблей при выполнении ими поставленных задач в сложных условиях обстановки, а также позволили проверить оперативные расчеты реальными действиями войск.

Командующий ВДВ (1979-1987 гг.) Д.С. Сухоруков так подвел итоги этих учений

в своей книге «Записки командующего-десантника»: «Учение показало реальную возможность военно-транспортной авиации совершать в короткие сроки переброску на большие расстояния воздушно-десантной дивизии в полном составе с боевой техникой. Десантники получили опыт подготовки к десантированию на незнакомых им аэродромах, но в то же время всплыли некоторые вопросы тылового обеспечения и ряд других, по которым потом были приняты решения».

Подколзин Е.Н на момент учений командир 106 вдд. С 1991 года командующий ВДВ

Генерал армии Командующий ВДВ (1991-1996 гг.) генерал Подколзин Е.Н. не
посредственный участник событий, в то время командир 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, в сборнике «Воздушно-десантные войска:вчера, сегодня, завтра» так пишет об этом десанте: «Они могли погибнуть все, но собрали для своего спасения всё, что есть в понятии «десантный характер». Отчаяние побеждалось надеждой, беззащитность – волей и силой, боль и страдание – терпением, одиночество – взаимовыручкой. Своей отвагой и бесстрашием они показали, что десантный дух родной 106-й дивизии – вещь материальная. Этот дух живёт в каждом, кто носит голубой берет»

На самом высоком уровне констатировалась необходимость "коренного изменения в оценке и понимании роли техники в бою, повышению технической грамотности и маршевой подготовки командиров и штабов всех степеней, усилению средств технического обслуживания, ремонта и особенно эвакуации, органов управления ими". Устранению выявленных недостатков в соответствии с принятыми на очень высоком уровне решениями должны были быть посвящены три последующих года деятельности Минобороны и Генштаба. К сожалению, столь ценный и дорого оплаченный опыт был забыт.

Источники

skywar.ru

sevastopolnashgorod.starbb.ru

ok.ru/pamyatidol

vk.com

litmir.me