Трагедии/терракты/несчастные случаи
May 16, 2023

Катастрофа Ан-24 в Светлогорске в 1972 году

Авиационная катастрофа, произошедшая около 12:30 16 мая 1972 года, когда самолёт Ан-24Т 263-го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревьями повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 35 человек: все 8 находившихся в самолёте, 24 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.

место катастрофы на карте

Полёт

13 мая 1972 года план полётов был утверждён командующим ВВС Балтийского флота генерал-полковником авиации С. Гуляевым. В соответствии с этим планом полёт должен был проходить по маршруту:

  1. Взлёт в аэропорту Храброво
  2. Город Зеленоградск
  3. Мыс Таран
  4. Посадка на аэродроме посёлка Коса
  5. Взлёт с аэродрома посёлка Коса
  6. Посадка на аэродроме посёлка Чкаловск
  7. Взлёт с аэродрома посёлка Чкаловск
  8. Посадка в аэропорту Храброво

16 мая 1972 года в 12:15 Ан-24Т выполнил взлёт в аэропорту Храброво в сторону моря. По плану полёт должен был выполняться визуально на высоте 500 метров, но исходя из доклада командира воздушного судна реально полёт проходил на высоте 50 метров. Все этапы маршрута должны были выполняться над морем.

Выполнив разворот над морем, самолёт пересёк береговую черту в районе Зеленоградска и пошёл к мысу Таран. Затем воздушное судно пропало с экранов радиотехнических средств.

Катастрофа

Примерно в 12:30 Ан-24Т вошёл в густой туман над Светлогорском на недопустимо малой высоте. На обрывистом берегу Светлогорска он зацепил верхушку одной из сосен крылом и потерял его часть. Падая после удара, самолёт задел землю, пролетел ещё порядка 200 метров, потеряв плоскости, и рухнул на здание светлогорского детского сада. При столкновении со зданием был разрушен полностью второй этаж.

Фото погибшей группы детсада. Справа — воспитательница Валентина Шабашова-Метелица (погибла), слева — заведующая Галина Клюхина (в день катастрофы ее не было на работе)

В результате падения произошла массивная утечка топлива, начался сильный пожар, вызвавший гибель не только экипажа самолёта, но и 26 человек, находившихся на тот момент в здании (к моменту падения самолёта дети вернулись с прогулки и садились обедать). Из всех находившихся в детском саду выжили лишь двое.

Результаты лабораторных исследований показали наличие алкоголя в крови пилотов

Ан-24Т, аналогичный разбившемуся

Причины и последствия

К 21:00 16 мая, менее чем через 9 часов после падения самолёта, был закончен разбор завалов: вывезены фрагменты воздушного судна и останки тел погибших. К утру 17 мая на месте детского сада было закончено сооружение маленького сквера. Ради минимизации огласки в день похорон погибших были отменены электрички, и ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском. На кладбище собралось около 10 000 человек.

Причины катастрофы расследовала московская комиссия, которую возглавлял заместитель министра обороны по вооружению генерал-полковник Николай Алексеев. Официальной публикации материалов расследования по состоянию на март 2010 года нет. Обнародованной причиной катастрофы, которую, несмотря на свойственные тем годам усилия властей, скрыть не удалось, была названа «Неудовлетворительная подготовка и руководство полётом». По факту катастрофы уголовное дело не возбуждалось. Итогом внутреннего расследования министерства обороны стал совершенно секретный приказ министра обороны Андрея Гречко, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военнослужащих.

Встречаются версии, основанные на отсутствии у экипажа должного опыта. Есть источники, которые, ссылаясь на предоставленные бывшим командующим ВВС Балтийского флота генерал-лейтенантом Василием Проскурниным документы, публикуют версию о технической неисправности самолёта. В соответствии с ней при столкновении высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря, а реальная высота (в месте столкновения крыла самолёта с деревом) — была не более 85 метров. Ошибка в показаниях высотомера объясняется тем, что накануне полёта в ВВС ВМФ было принято решение о замене высотомеров с Ил-14 на Ан-24. Работоспособность высотомеров после такой замены проверена должным образом не была. Проведённые в ходе расследования эксперименты позволили установить: экипаж Вилора Гутника получал данные с погрешностью до 60-70 метров.

Жертвы

Среди экипажа воздушного судна

  • Командир корабля, капитан Вилор Ильич Гутник.
  • Помощник командира корабля, старший лейтенант Виктор Баранов.
  • Штурман корабля, капитан Александр Костин.
  • Борттехник, старший лейтенант Андрей Лютов.
  • Бортмеханик, прапорщик Николай Иванович Гаврилюк.
  • Воздушный стрелок-радист, прапорщик Леонид Сергиенко.

Среди пассажиров воздушного судна

  • Старший инспектор-лётчик отдела безопасности полётов авиации Балтийского флота, подполковник Лев Денисов.
  • Старший инженер по радиотехническому оборудованию, подполковник Анатолий Светлов.

Среди населения

  • Повар детского сада Тамара Янковская.
  • Воспитательница детского сада Валентина Шабашова-Метелица (скончалась в военном госпитале).
  • Антонина Романенко (скончалась в военном госпитале через полгода).
  • 24 воспитанника детского сада от двух до семи лет.

На месте трагедии в 1994 году возведена часовня с табличкой: «Храм-памятник в честь иконы Богоматери „Всех скорбящих Радость“ построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года».

Часовня-памятник на месте катастрофы

источник