Стратегические войсковые и флотские учения в Монголии и на ТОФ в 1979
В период с 9 по 26 марта 1979 года, в соответствии с решением ЦК КПСС в приграничных военных округах на востоке страны, на территории Монголии и Тихоокеанском флоте были проведены Стратегические войсковые и флотские учения. Всего в учениях принимало участие двадцать общевойсковых и авиационных дивизий.
Общая численность привлекаемых на учение войск составила более 200 тыс. человек личного состава, свыше 2,6 тыс. танков, около 900 самолетов и 80 кораблей.
Учение началось с отмобилизования и приведения войск и сил флота в полную боевую готовность. Из запаса было призвано свыше 52 тыс. чел. приписного состава и поставлено из народного хозяйства более 5 тыс. автомобилей.
В соответствии с планами учений осуществлялись перегруппировки авиационных полков внутри граничащих с Китаем военных округов. На Восток передислоцировались, причем без серьезных летных происшествий, авиационные соединения не только из соседних военных округов, но даже и из Прикарпатья на дальность более 7000 км всего за двое суток. И речь здесь идет не о десятке самолетов, вырванных из отдельных частей постоянной готовности с наиболее подготовленными летчиками, а о полноценных авиационных полках в штатном составе. Их обслуживание и дозаправку при этом проводили части пяти военных округов. Вместе с авиационными полками военно-транспортной авиации перебрасывались и подразделения аэродромно-технического обслуживания.
106 гвардейская воздушно-десантная дивизия была поднята по тревоге 9.03.1979 года и одним рейсом, с полным боекомплектом и полковыми запасами, менее чем за сутки с момента объявления тревоги была переброшена из мест постоянной дислокации в Забайкалье. (Около 7000 км.) Было задействовано порядка 400 самолетов ВТА.
Наиболее крупными были войсковые учения в Монголии, в которых приняли участие шесть мотострелковых и танковых дивизий, причем три из них дополнительно введены в МНР из Сибири и Забайкалья. Кроме того, в мероприятиях на территории этой республики было задействовано две бригады, и три авиационные дивизии, а также соединения и части усиления. В ходе учений проводилось боевое слаживание войск. Соединения и части в сложных климатических и природных условиях совершали марши на большие расстояния из Сибири в МНР (более 2 тыс. км). Войска перегруппировывались по железной дороге, перебрасывались по воздуху.
24 марта в ходе учений 39 армии, дислоцированной в Монгольской Народной Республике, должны были состоятся полковые учения 137 гв. парашютно-десантного полка этой дивизии с десантированием в Монголию и боевой стрельбой полка. Не смотря на ураганный ветер порывами до 40 м/с были десантированы «на пробу» два борта ИЛ-76: первый 3 БМД-1, на ПРС-915м (все разбились при приземлении, не сработали реактивные системы, были сломаны щупы). Второй борт личный состав: управление полка во главе с командиром полка майором Топоров В.М. (в будущем генерала армии, заместителя министра обороны ВС РФ), командиры батальонов, начальники связи батальонов командиры рот, механики-водители боевых машин и часть разведывательной роты полка. До команды «Отставить» борт покинуло 92 десантника. Из-за штормового ветра три десантника погибли: Бессольцев Василий Евгеньевич (1959 года рождения был призван Ашинским ОГВК, Челябинской области, село Ерал), Саидов Тахир Очилдневич, (1959 года рождения был призван Регарским РВК г. Душанбе, Таджикской ССР) механики водители 7 пдр и Пугач Александр Анатольевич (1959 года рождения призван Марьинским РВК Донецкой области) старший механик водитель 1 взвода 8 пдр, посмертно были награждены орденами «Красной Звезды». Более 50 человек получили травмы различной тяжести, 16 десантников с особо тяжелыми были госпитализированы.
В отдельные моменты времени в воздухе одновременно находились десять авиационных полков фронтовой авиации. Сразу же после передислокации эти соединения и части приняли участие в проводимых военных учениях. В ходе проводимых мероприятий экипажи налетали более 5 тыс. часов, израсходовав при этом более 1000 авиационных бомб и ракет.
В Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях около 50 кораблей Тихоокеанского флота, в том числе 6 подводных лодок, несли боевую службу и проводили учения по уничтожению военно-морских сил противника. В Приморье осуществлена высадка морского десанта.
Кроме того, в указанный период проведены войсковые учения на Дальнем Востоке и в Восточном Казахстане с участием в них нескольких общевойсковых и авиационных соединений, а также пограничных войск.
Затраты на возвращение войск в пункты постоянной дислокации оказались столь высоки, что две мотострелковые дивизии Забайкальского военного округа, в соответствии с решением ЦК КПСС, были оставлены в Монголии. Обустроить их там оказалось дешевле, чем вернуть обратно. Только запасы топлива, израсходованные в ходе мероприятий 1979 г., восстанавливались Министерству обороны два последующих года.
Вместе с тем столь серьезные учения дали незаменимую и столь редкую в современных условиях практику командованию, штабам в реальном руководстве большим количеством соединений, частей и кораблей при выполнении ими поставленных задач в сложных условиях обстановки, а также позволили проверить оперативные расчеты реальными действиями войск.
На самом высоком уровне констатировалась необходимость "коренного изменения в оценке и понимании роли техники в бою, повышению технической грамотности и маршевой подготовки командиров и штабов всех степеней, усилению средств технического обслуживания, ремонта и особенно эвакуации, органов управления ими". Устранению выявленных недостатков в соответствии с принятыми на очень высоком уровне решениями должны были быть посвящены три последующих года деятельности Минобороны и Генштаба. К сожалению, столь ценный и дорого оплаченный опыт был забыт.
http://sevastopolnashgorod.starbb.ru/viewtopic.php?id=1953