Трагедии/терракты/несчастные случаи
April 12, 2023

Гибель К-8 в 1970

К-8 - советская атомная подводная лодка проекта 627А "Кит". Ее заложили 9 сентября 1957 года в Северодвинске. В состав Северного флота субмарина вошла уже 31 августа 1960-го. Но буквально с самого начала лодку преследовали неприятности. Через полтора месяца после принятия на вооружение в Баренцевом море случилась авария - в одном из реакторов произошла утечка теплоносителя. Случился выброс радиоактивного газа. У трех военнослужащих выявили видимые признаки острой лучевой болезни, получили дозы и другие. Подобные ЧП происходили еще два раза.

В 1970 году К-8 находилась на боевом дежурстве в Средиземном море. В Северной Атлантике решили устроить крупнейшие за всю историю учения и посвятить их 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, которое отмечалось 22 апреля. Начать планировали 14-го. В учениях должна была участвовать и К-8.

Вечером 8 апреля субмарина находилась севернее Азорских островов на глубине 160 метров. При всплытии под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков. Рубка располагалась в центральном посту субмарины.

Сразу же прозвучал сигнал тревоги. Началась борьба за живучесть корабля. Через пять минут лодка уже была в надводном положении. Но пожар распространялся по воздуховодам.

Геройски погиб состав первой смены главной энергетической установки атомной подлодки. Они ценой собственной жизни успели заглушить ядерные реакторы и предотвратить возможность теплового взрыва. Это инженер-капитан 3-го ранга Валентин Хаславский, инженер-капитан-лейтенант Александр Чудинов и старшие инженер-лейтенанты Георгий Шостаковский и Геннадий Чугунов.

Командир К-8 капитан 2 ранга Всеволод Бессонов отобрал 21 члена экипажа. Они остались на субмарине, остальных выживших при пожаре эвакуировали на болгарский теплоход. Моряки до последнего боролись за спасение лодки в условиях сильного шторма. Но 12 апреля 1970 года подлодка потеряла продольную остойчивость и затонула, погибла вся боевая смена.

Всего погибли 52 человека из 125 членов экипажа. К-8 затонула на глубине 4680 метров на расстоянии 490 километров к северо-западу от Испании.

Командира подводной лодки Всеволода Бессонова представили к званию Героя Советского Союза. Госкомиссия признала правильными все действия команды в борьбе за живучесть корабля.

О погибших членах экипажа К-8 в Мурманской области помнят. В бывшей Гремихе, а теперь Островном назвали улицу в честь капитана 2 ранга Всеволода Бессонова, его имя носит и средняя школа № 1 в городе Льгов Курской области. В Островном есть и улица имени корабельного врача Арсения Соловья. Он во время пожара на К-8 отдал свой дыхательный аппарат прооперированному им до ЧП старшине Юрию Ильченко. 30-летний врач посмертно награжден орденом Красной Звезды.

источник

Хронология

8 апреля

В 22.30 на глубине 120 метров почти одновременно в рубке гидроакустиков в 3 отсеке и в труднодоступном месте 7 отсека из-за короткого замыкания произошел пожар. Увеличив ход с 10 до 16 узлов в 22.36 КрПЛ всплыла. Очаг возгорания в 3 отсеке был ликвидирован системой ВПЛ, но из-за сильного задымления и высокой концентрации угарного газа личный состав 3 отсека был выведен 4 отсек. Очаг пожара в 7 отсеке был большой интенсивности из-за поступления масла системы смазки АТГ и раскрытия регенеративных патронов В-64. Пожар тушился системой ВПЛ.

Уже через 2 минуты после начала пожара личный состав 7 отсека был выведен в 8 отсек. Сработала аварийная защита ядерного реактора левого борта, затем была сброшена аварийная защита ядерного реактора правого борта. Вышла из строя вся электроэнергетическая система, ПЛА лишилась хода, электроэнергии и связи. Командир дал приказание на пуск двух дизель-генераторов. Оба дизель-генератора были пущены, но принять нагрузку на них не смогли из-за необесточивания щита гребного электродвигателя в 7 отсеке.

Через 40 минут работы начался перегрев, и дизель-генераторы пришлось остановить. Средства пожаротушения применялись не эффективно. Пожар тушили методом герметизации отсеков. Через 4 минуты после всплытия личный состав пульта ГЭУ из-за невозможности пребывания в нем был переведен в 6 отсек, а через 30 мин из-за высокой температуры и загазованности все находившиеся в 6 отсеке, включившись в ИДА-59 перешли в 4 отсек.

Аварийно-спасательный люк 8 отсека первоначально отдраить не удалось из-за поступления воздуха в 8 отсек. Сравнять давление воздуха в 8 отсеке через клапан отсоса воздуха водолазом также не удалось. Аварийные партии дважды осматривали 3 и 4 отсеки, при этом потушили вновь возникшее пламя в 3 отсеке в рубке гидроакустиков. В момент объявления тревоги в лазарете после операции аппендицита находился ст.1ст. срочной службы Ильченко Ю. Его ИДА находился в другом отсеке, и спасая своего подопечного, начальник медицинской службы капитан Соловей А.М. отдал ему свой дыхательный аппарат;

9 апреля

Весь личный состав 4 отсека выведен на мостик через 3 отсек. Израсходовав запас воздуха в ИДА, погибли от угарного газа 15 человек. В живых чудом остались четверо, в том числе и ст.1ст. Ильченко Ю., который и рассказал о подвиге корабельного врача.

В 2 часа ночи был отдраен люк 8 отсека и выведено 4 человека, вынесено 13 погибших от отравления окисью углерода. К 4 часам утра выведен весь личный состав кормовых отсеков, в дальнейшем эти отсеки не осматривались, их состояние осталось неизвестным. КрПЛ оставалась в дрейфе без связи, были загазованы отсеки с третьего по девятый. На перекличке выяснилось, что в результате пожара погибло 30 человек.

Личный состав расположился в первом и втором отсеках, часть на верхней палубе. Неизвестна была судьба мичмана Посохина С. Кто-то вспомнил, что перед эвакуацией видел Посохина в отсеке. Тотчас отдраили верхний люк, а через несколько минут мичман вылез на верх живой и здоровый. Он один несколько часов боролся с пожаром в горящем отсеке. В 14.15 на горизонте появилось судно.

Был подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore». Приблизившись к лодке на 15 кбт., канадское судно обошло её по дуге и, развернувшись на прежний курс, не оказав помощи терпящей бедствие подводной лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз продута кормовая группа ЦГБ;

10 апреля

Только через 30 часов после начала аварии КрПЛ случайно обнаружило болгарское судно «Авиор» с советским капитаном наставником на борту. Через его радиостанцию в Варну было передано сообщение об аварии. Из Варны сигнал об аварии был передан в Москву, таким образом в ГШ ВМФ стало известно об аварии. На помощь КрПЛ были посланы: ПЛ К-83проекта 629, Б-109 и Б-413 проекта 641, судно разведки «Харитон Лаптев», гидрографические суда «Лотлинь» и «Гирорулевой», БРК «Бойкий», буксир «СБ-38» и киллектор КИЛ-22. К 17.00 на «Авиор» была переправлена группа экипажа из 43 человек, не занятых ликвидацией аварии. В 18.30 были ещё раз продуты кормовые балластные цистерны.

Положение КрПЛ было тяжёлым: запас ВВД был на исходе, пополнение его не было возможности, поскольку КрПЛ была обесточена, дифферент на корму постоянно нарастал, погода ухудшалась, запас баллонов для ИДА также был израсходован;

11 апреля

В 3 часа утра к КрПЛ подошёл теплоход «Саша Ковалёв». В 04.20 – теплоход «Комсомолец Литвы», а чуть позже – «Касимов». К середине дня подводники с «Авиора» перешли на «Касимов». «Комсомолец Литвы» в это время безуспешно пытался завести буксирный конец на ПЛА. Мешала волна 5-6 баллов. В 19.00 это удалось, но трос буквально сразу лопнул.

К этому времени вся кормовая надстройка КрПЛ от 8 отсека была постоянно в воде. В 19.00 из Североморска вышли плавбаза «Волга» с экипажем КрПЛ К-5 и руководителем операции по спасению - начальником штаба 1-й флотилии контр-адм. Михайловским А.П. и крейсер «Мурманск» с командующим флотом на борту. В 22.10 в носовых отсеках стало невозможно находиться – угарный газ поступал через неплотности переборок.

Еще 30 моряков были эвакуированы на «Касимов». На лодке остались 22 человека, которые разместились в ограждении рубки. Волна проходя от кормы в нос, заливала уже всю надстройку вплоть до 1 отсека. Дифферент составлял 3-7 гр. на корму;

12 апреля

В 02.40 к КрПЛ подошел КРТР «Харитон Лаптев». В 06.13 второй помощник судна «Касимов» заметил красную ракету с направления, где была ПЛА, а радиолокационная отметка от КрПЛ стала быстро исчезать. Через минуту раздались два гидравлических удара, свидетельствующие о гибели лодки. В 06.35 суда подошли в точку гибели, но поднять на борт в условиях шторма удалось лишь тело одного погибшего – командира 2-го дивизиона БЧ-5 кап.3р. Рубеко В.П. Было также обнаружено тело командира ПЛ кап.2р. Бессонова В.Б., но поднять его не удалось – труп ушел под корпус «Харитона Лаптева».

Подлодка затонула на глубине 4125 метров от потери продольной остойчивости. Определенную роль в невозможности длительного удержания КрПЛ в надводном положении в штормовых условиях сыграла бескингстонность цистерн главного балласта - через шпигаты постепенно стравливался воздух, находящийся в цистернах, которые постепенно заполнялись водой и КрПЛ теряла запас плавучести. Причины пожара остались неизвестны.

Наиболее вероятная – короткое замыкание в кабельных трассах. Наиболее вероятная причина затопления отсеков – выгорание кабельных уплотнений и поступление воды через уплотнение дейдвудных сальников. Погибло 52 человека, из которых 30 отравились продуктами горения и 22 погибли в результате затопления ПЛА. На борту ПЛА затонуло 4 торпеды с ядерным боезапасом;

На подошедшей к месту трагедии плавбазе «Волга» оставшиеся в живых члены экипажа были доставлены в Североморск, где уже работала Правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы. На однотипной АПЛ «К-181» спасённые члены экипажа для восстановления ситуации полностью проиграли весь ход событий на «К-8», что существенно помогло понять ход развития аварии.

Вывод членов комиссии был единодушным — командир действовал грамотно, правильно, решительно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Всю команду также представили к государственным наградам: офицеров и мичманов, а также всех погибших, независимо от воинского звания, наградили орденом Красной Звезды, оставшихся в живых матросов — медалью Ушакова


источник