Авиация МЧС России
10 мая 1995 г. день создания Федерального Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России. Этот день официально принято считать днем создания авиации Российского МЧС.
Однако свою историю авиация российского МЧС ведет с момента, когда Указом Президента Российской Федерации от 18.12.1991 г. № 305 в подчинение Государственного Комитета по делам ГО ЧС (ГКЧС) из состава Минобороны России с войсками ГО в распоряжение Центрального, Уральского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного региональных центров передавались четыре отдельных вертолетных отряда. К июню 1992 г. ГКЧС принял 9 вертолетов Ми-6 и 16 вертолетов Ми-8. Конечно, с таким парком авиатехники выполнять задачи по ликвидации ЧС на огромном пространстве страны было непросто.
Ответственность, возложенная на МЧС России, требовала создания ведомственной авиационной структуры, способной собственными силами и средствами решать задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Малочисленный парк изношенной авиационной техники не позволял реагировать своевременно и качественно. Поэтому с первых дней создания «чрезвычайной службы» России стало очевидным: для эффективного выполнения задач нужна современная «чрезвычайная» авиация и подготовленные специалисты. Благодаря стремлению и заботам предыдущего министра С.К. Шойгу авиация в МЧС России появилась.
За время существования авиация МЧС России принимала участие почти в 400 спасательных и гуманитарных акциях международного, российского и регионального характера.
В 1993 г. ГКЧС России были приобретены и переданы «Центроспас» 2 самолета Ил-76ТД. В 1994 г. в министерстве, была принята Концепция авиационного обеспечения МЧС России.
Для решения задач МЧС нужна была современная многофункциональная авиационная техника. В вертолетной фирме «Камов» был заказан проект аварийно-спасательного вертолета легкого типа – КА-226, в ТАНТК имени Бериева министерство заказало многоцелевой самолет-амфибию Бе-200. Выпуск вертолета КА-226 затянулся, были приобретены вертолеты Ка-32.
Приказом МЧС России от 28.09.1994 г. № 590 в составе Департамента управления было создано Управление авиации на базе авиационно-транспортного отдела Главного управления экстренного реагирования и отдела авиации Управления войск гражданской обороны. 7 июля 1995 г. в соответствии с приказом МЧС № 482 Управление авиации стало самостоятельным органом управления.
Первым серьезным испытанием для чрезвычайной авиации стала гуманитарная операция в зоне военных действий в Чечне в 1994-1995 годах. С началом чеченского конфликта был сформирован отдельный вертолетный отряд для выполнения гуманитарной миссии.
Только за январь-апрель 1995 г. экипажи МЧС России совершили 654 боевых вылета. Под постоянными обстрелами бандитских формирований из пунктов боевых действий авиагруппа эвакуировала 4112 человек раненых, беженцев. В различные районы вооруженного конфликта вертолетами МЧС России было доставлено 317 тонн продовольствия, медикаментов и гуманитарных грузов. Вертолетчики (командир отряда С. Зикеев) организовали эвакуацию раненых и больных непосредственно с поля боя. В этой операции не было потеряно ни одного борта, ни одного экипажа.
Первыми авиаторами МЧС России, получившими боевые награды за спасение людей стали: полковники Гарин В., Пластков А., Зикеев С., Мирошниченко О., Мудренов В., Бортан С., Павлов А., генерал-лейтенант запаса Козлов Л.
10 мая 1995 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 было создано Государственное унитарное авиационное предприятие МЧС России (ГУАП). Необходимость создания собственного авиационного предприятия была продиктована задачами авиационного обеспечения работы спасателей. Местом базирования ГУАП был определен аэродром Летно-исследовательского института им. М.М. Громова в г. Жуковском. По соседству базировался «Центроспас». Такое размещение позволило обеспечить трехчасовую готовность к вылету по ЧС в любую точку мира.
Уже в мае 1995 г. авиация МЧС России провела сложную операцию при ликвидации последствий землетрясения на Сахалине (г. Нефтегорск).
Летчики 137 отдельного вертолетного отряда эвакуировали раненных из Нефтегорска в райцентр Оху, доставляли туда медикаменты и продовольствие. Отсюда пострадавшие доставлялись самолетами ГУАП в Южно-Сахалинск, Хабаровск и Магадан, а самые тяжелые направлялись в Москву. Самолеты и вертолеты выполнили соответственно 241 и 191 полет и перевезли в общей сложности 5048 раненых и пострадавших, 690 тонн строительных материалов и гуманитарных грузов. Из-за малочисленности воздушных судов «чрезвычайной» авиации к работе было привлечено более 40 самолетов и вертолетов других ведомств.
10 июля 1995 г. приказом МЧС России № 147 начальником Управления авиации МЧС России назначен полковник Закиров Рафаиль Шакурович. Возглавив Управление авиации, он непосредственно занялся формированием органов управления авиацией МЧС России, летных подразделений, под его руководством создавалась Концепция авиационного обеспечения МЧС России, шло становление ГУАП. Вместе со специалистами управления он занимался разработкой новых авиационных технологий и их практическим применением при проведении спасательных операций, что впоследствии позволило оперативно и грамотно использовать авиацию для выполнения задач авиационного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории России и за рубежом.
Летом 1996 г. сложилась пожароопасная обстановка в Хабаровском крае в районе Комсомольска-на-Амуре. На тушение лесных пожаров туда направили экипажи ГУАП: Абрамова Е., Смирнова А., Филина Л. Это был первый фактический вылет летчиков авиации МЧС, подготовленных к тушению пожаров. За пять дней было выполнено 50 полетов, сброшено более 2100 тонн воды на очаги пожаров. В результате удалось спасти 7 населенных пунктов, 2 звероводческие фермы, 3 детских оздоровительных лагеря.
После завершения работы под Хабаровском экипажи вылетели в г. Волгоград, где впервые в мировой практике приступили к тушению пожара на пруду-остойнике ЗАО «Лукойл-Волгограднефтепереработка». Такого масштабного пожара в нашей стране еще не было. Волгоградской и Ростовской областям грозила экологическая катастрофа. Специалисты, штаба по ликвидации пожара, отнеслись к идее применения авиации скептически. Однако, в результате профессиональных действий авиаторов, четкого взаимодействия экипажей и проявленного мужества, пожар на отстойнике нефтепродуктов был ликвидирован. Эффективность применения авиацией МЧС специальных технологий борьбы с пожарами превзошла все ожидания.
В 1995-1996 гг. был выполнен ряд специальных полетов по поиску воздушных судов Ту-154, потерпевших катастрофу на Шпицбергене, под Хабаровском, и Су-27 пилотажной группы «Русские витязи», разбившихся под Комранью (во Вьетнаме). Одним из итогов этих операций стало приобретение вертолетов Бо-105 и БК-117. С конца 1997 г. вертолеты-спасатели начали летать над столицей, перевозя тяжелобольных и пострадавших в ДТП с места происшествия в больницы и клиники.
В 1998 г. летчики МЧС России приобрели первый опыт тушения лесных пожаров за рубежом - экипажи В. Дробинского и А. Паршина на самолетах Ил-76ТД помогали бороться с крупными лесными пожарами в Хорватии, а экипажи Е. Серых и Л. Попова – в Республике Греция. Всего в 1998 г. экипажи ГУАП за рубежом выполнили 156 полетов на тушение пожаров.
С 15 июня по 31 августа 1999 г. команда специалистов ГУАП под руководством В. Дробинского успешно ликвидировала лесные пожары в Республике Греция.
В августе 1999 г. авиагруппа МЧС России под руководством Е. Серых приняла участие в ликвидации пожара на нефтехимическом комплексе в г. Измит (Турция) после сильного землетрясения. Возглавил эти работы Р. Закиров. Здесь впервые в мировой практике было осуществлено групповое, масштабное тушение пожара тремя российскими самолетами Ил-76ТД. Группа выполнила полет и, сбросив на лавину огня с высоты 50 метров сотни тонн огнегасящей жидкости, ликвидировала пожар.
К 2001 г. парк авиации МЧС пополнился современными самолетами и вертолетами. Были созданы мощные авиационные группировки центрального и регионального подчинения.
Для оснащения авиационных частей региональных центров МЧС было принято решение об оснащении их новыми многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200ЧС и самолетами Ан-3.
Летный состав, работая в сложных условиях при ликвидации ЧС, тушении пожаров, прошел хорошую школу, приобрел огромный опыт работы в самых сложных условиях. Однако постоянные происшествия и чрезвычайные ситуации не позволяли расслабляться ни на минуту.
В мае 2001 г. случилось катастрофическое наводнение в г. Ленск (Якутия). Уровень воды в р. Лене повышался с невероятной быстротой. Превысив максимум половодья, он достиг 20 метров 7 сантиметров. 98 % города было затоплено. Самолеты Ил-76 обеспечили доставку спасателей «Центроспаса», Центра «Лидер», медиков ВЦМК «Защита» и техники к месту катастрофы. Спасатели трудились круглосуточно. Вместе с ними работали летчики 235 и 171 ОСАЭ. Снимая жителей с крыш домов, они отправляли их в безопасные места. Было эвакуировано около 23 тыс. человек. Вертолетчики МЧС России провели операцию по эвакуации 277 нетранспортабельных больных из ЦРБ г. Ленска в г. Мирный. Был организован воздушный мост, по которому на самолетах Ил-76 доставляли строительные материалы, технику, оборудование, жизненно важные гуманитарные грузы (продовольствие, одежду, медикаменты и т.д.). Из различных регионов страны самолеты доставляли строительные бригады. На вертолетах к местам ледяных заторов на реке доставлялись саперы с взрывчаткой.
В результате наводнения в течение двух суток в округе не осталось ни одной посадочной площадки. Тогда по инициативе начальника авиации СРЦ С.Федорова вертолетчики стали использовать как посадочные площадки крыши недостроенных зданий.
В 2002 г. авиация МЧС России совершила 7610 полетов, доставила в зоны бедствий 12760 тонн различных гуманитарных грузов и перевезла 18330 человек. Наиболее сложные задачи авиаформирования решали при оказании помощи исламскому государству Афганистан, при тушении лесных и торфяных пожаров в Подмосковье, на Дальнем востоке и во время летнего катастрофического наводнения в Южном федеральном округе России, когда наводнению подверглись 9 субъектов округа. В зоне затопления оказались 377 населенных пунктов. Стихией было разрушено 13338 домов, повреждено почти 40000 жилых зданий 445 учебных учреждений.
За время спасательной операции в Южном федеральном округе авиация МЧС выполнила 577 полетов. В Минеральных Водах, станице Берсуковская (Ставропольский край) и в поселке Красный Партизан (Дагестан) авиаторы МЧС спасли свыше 700 человек, в том числе 250 детей. При помощи вертолетов из зоны бедствия было эвакуировано в безопасные места 2535 человек и перевезено 9840 тонн различных грузов. Руководил авиационным обеспечением спасательной операции начальник авиации Р.Ш. Закиров.
В 2003 г. авиация МЧС России получила самолет нового поколения – многоцелевую амфибию Бе-200ЧС. Летный и инженерно-технический состав прошел переучивание на учебной базе ТАНТК им. Бериева. Летчики освоили полеты с воды и посадку на воду. Характерно, что первым освоил и вылетел на самолете Бе-200ЧС начальник авиации Р.Ш. Закиров. Водную подготовку прошли все летчики, прошедшие переучивание.
В этом же году авиагруппа МЧС России в составе 19 человек под руководством заместителя начальника авиации А. Фомина участвовала в борьбе с природными пожарами во Франции. Вертолеты МЧС совершили более 50 вылетов, сбросив на горящие леса тысячи тонн воды. Глава МЧС России высоко оценил работу авиаторов МЧС во Франции. Весь личный состав авиагруппы был награжден медалями «За отвагу на пожаре».
В 2003 г. авиация МЧС России осуществила 11197 полетов, в том числе 1534 – в зоны чрезвычайных ситуаций. Общий налет при этом составил 8108 часов. Самолетами и вертолетами МЧС перевезено 16796 пассажиров и свыше 17000 тонн грузов, при тушении лесных пожаров на очаги огня сброшено более 4800 тонн воды.
С 27 декабря 2004 г. по 5 февраля 2005 г. самолеты МЧС совершили более 10 вылетов в страны Юго-Восточной Азии – Шри-Ланку и Индонезию. В результате этой операции летчики ФГУАП доставили пострадавшим странам более 200 тонн жизненно важных грузов, эвакуировали более 100 человек туристов, провели в воздухе в общей сложности 232 часа.
В 2008 г. во время проведения гуманитарной операции в Южной Осетии авиация принимала самое активное участие в ликвидации последствий вооруженной агрессии Грузии против этой республики. Самолеты и вертолеты МЧС России за время операции доставили населению республики около 3000 тонн грузов гуманитарной помощи, эвакуировали раненых и больных в лечебные учреждения. Летные экипажи провели в воздухе 677 часов, выполнили более 150 полетов. Наиболее отличившиеся авиаторы: В. Чернобровкин, В. Скаковский, С. Худик, В. Королев, А. Оленин, В. Фокин награждены государственными наградами.
За период с 28 ноября по 1 декабря 2009 г. воздушными судами МЧС России выполнено 43 полета с налетом 47час .31мин. Перевезено 59,4 тонны различных грузов и специального оборудования, 120 спасателей, врачей, сотрудников прокуратуры и других специалистов.
Эвакуировано 23 пострадавших, в лечебные учреждения г. Москвы и Санкт - Петербурга доставлено 14 погибших.
Авиационное обеспечение мероприятий по ликвидации последствий пожара в г. Перми осуществлялось авиационной группировкой МЧС России в составе 12 воздушных судов.
С 5 по 10 декабря 2009 г. воздушными судами МЧС России выполнено 43 полета с налетом 47 час. 31мин. Перевезено 59,4 тонны различных грузов и специального оборудования, 120 спасателей, врачей, сотрудников прокуратуры и других специалистов. В лечебные учреждения г. Москвы и Санкт-Петербурга эвакуировано 99 пострадавших. В 2010 г. авиация МЧС России обеспечила гуманитарную операцию в Гаити.
При проведении совместных учений с представителями иностранных государств отрабатываются практические вопросы взаимодействия с наземными, воздушными и морскими поисково-спасательными службами. Авиация МЧС участвует почти во всех таких учениях.
К 2017 г. численность парка авиации МЧС России достигла 55 вертолетов и 17 самолетов.
Об итогах работы авиации МЧС России свидетельствуют доставленная в разные точки мира гуманитарная помощь, эвакуированные из зон чрезвычайных ситуаций и боевых действий люди, доставленные в больницы раненые, потушенные пожары и просто спасенные жизни – одним словом результаты, которых удалось добиться за 15 лет, вошли не только в историю МЧС, но и в историю современной России.
Еще одним из важных достижений за последние годы, безусловно, являются разработанные уникальные авиационные технологии спасения людей, пожаротушения с воздуха, борьбы с ледяными заторами, наводнениями, разливами нефти, которые успешно применяются сегодня на практике. В настоящее время ведутся работы по созданию новых технологий, которые обязательно появятся в будущем.