Трагедии/терракты/несчастные случаи
September 18, 2023

Катастрофа Ту-160 в Саратовской области в 2003

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 с именем "Михаил Громов" потерпел катастрофу 18 сентября.

Он выполнял контрольный полет после замены силовых агрегатов двигателей. Замена, по предварительным данным, была произведена непосредственно в Энгельсском полку дальней авиации. В 10.30 самолет взлетел с аэродрома на окраине Энгельса и через 37 минут упал в степь в Советском районе Саратовской области. На месте падения самолета найдены тела всех четырех членов экипажа: командира корабля подполковника Юрия Дейнеко, помощника командира майора Олега Федусенко, первого штурмана майора Григория Колчина, второго штурмана майора Сергея Сухорукова.

По факту гибели самолета возбуждено уголовное дело по статье 351 УК РФ (нарушение правил полетов и предполетной подготовки). Из военной прокуратуры саратовского гарнизона оно передано в прокуратуру Приволжско-Уральского военного округа (ПУрВО). Как объяснил Ъ заместитель военного прокурора Саратовской области Анатолий Лукогорский, "это серьезная катастрофа. С таким самолетом, как Ту-160, она произошла впервые, поэтому делом займется окружная прокуратура". Первые официальные результаты расследования причин катастрофы появятся не раньше, чем через две недели.

Как рассказал Ъ помощник прокурора ПУрВО Владимир Капралов, дело было возбуждено буквально через час после того, как стало известно о катастрофе. Господин Капралов подчеркнул, что 351-я статья вовсе не означает того, что главными подозреваемыми станут пилоты. "Это единственная статья, по которой можно возбуждать дело в таких случаях. Возможно, в ходе следствия она поменяется",— объяснил Владимир Капралов.

Параллельно с военной прокуратурой на месте падения самолета работала специальная комиссия по расследованию причин и обстоятельств катастрофы Ту-160. Один из членов этой комиссии рассказал Ъ о том, что уже удалось узнать.

"Михаил Громов" набрал после взлета высоту 1200 метров. В момент начала пожара в двигателе самолет находился на высоте около 800 метров. Через 14 секунд произошел взрыв. При этом командир эскадрильи энгельсского полка дальней авиации подполковник Игорь Скитский утверждает, что пилоты потратили эти секунды на то, чтобы увести горящий самолет подальше от населенных пунктов и расположенного рядом со Степным крупнейшего в Европе газохранилища. Там находится около 5 млрд кубометров сжиженного газа. По словам Игоря Скитского, летчики в последние секунды полностью отдавали себе отчет в своих действиях и понимали, что могут погибнуть.

В конце прошлой недели впервые были обнародованы фрагменты расшифровки трех черных ящиков с Ту-160.

В 11.07.19 член экипажа (предположительно это был Олег Федусенко) доложил командиру корабля о пожаре двигателя.

В 11.07.25 он же доложил о пожаре уже двух двигателей.

В 11.07.31 Юрий Дейнеко пытался дать экипажу команду, но успел произнести только "Экипа...".

В 11.07.33 самолет взорвался.

После взрыва сработала система аварийного покидания самолета. Летчиков "выстрелило" из машины на предельно малой высоте — около 120-150 метров. Источник в комиссии утверждает, что к этому моменту экипаж был уже мертв. Пилотов хоронили в закрытых гробах, но корреспондент Ъ, оказавшийся на месте трагедии через три часа, видел, что их тела не обгорели. Они лежали в обгоревшей траве с раскрытыми за спиной парашютами.

В Энгельсском полку дальней авиации, откуда в последний раз взлетел "Михаил Громов" и где базируются еще 14 самолетов Ту-160, комментировать любую информацию, связанную с упавшим самолетом, отказываются наотрез. По словам командира полка Анатолия Жихарева, информация засекречена приказом Министерства обороны.


источник