Катастрофа вертолета Ка-27ПС в 2003
Катастрофа вертолета Ка-27ПС произошла 26 марта 2003 года ночью в СМУ в 23 час.10мин. (хбр)/16час.10 мин. (UTC) при производстве полетов на БПК проекта 1155 "Адмирал Трибуц". Согласно заданию экипаж должен был после взлета с аэродрома Николаевка и полета по маршруту в район корабля выполнить три захода по большой коробочке с посадками на корабль.
Через 1 ч. 12 м. после взлета с аэродрома экипаж выполнял третий полет по упр.130н КБП Ав. ВМФ Ка-27-90 г. "Тренировочный полет с корабля на "Стопе" в 6-м часу летной смены.
Взлет с взлетно-посадочной площадки корабля экипаж произвел в 23ч.09м. 17с после напоминания РП корабля о включении посадочной фары. Через 9 с после взлета вертолет был переведен в разгон скорости с доворотом на ИК=90. В процессе выполнения разгона скорости с набором высоты общий шаг НВ постоянно плавно увеличивался с 13,5о до 15+16о, частота вращения НВ сохранялась 89,8 +90,7%. На 30 с после взлета (Vпр=122км/ч, высота 95 м, угол тангажа -0,4о), по команде штурмана: "Скорость 120, набор,командир экипажа энергичным взятием ручки ППУ на себя с увеличением общего шага несущих винтов (НВ) с 16о до 17+17,5о перевел вертолет в набор высоты, что привело к увеличению нормальной перегрузки с 1,2 ед. до 1,6 с нарастанием угловой скорости прироста тангажа до 11,8о/с. Посадочная фара находилась во включенном положении в направлении взлета в процессе всего дальнейшего полета и создавала световой экран при наличии дымки, что затрудняло командиру экипажа определение пространственного положения вертолета. На 33 с угол тангажа на кабрирование достиг значения более 20о (при перемещении шкалы тангажа пилотажного командного прибора ПКП-7 на кабрирование с углами более 20о "горизонт" уходит с лицевой части прибора), что затруднило командиру экипажа определение пространственного положения вертолета по тангажу. Неправильная оценка командиром экипажа пространственного положения вертолета по показаниям пилотажно-навигационных приборов и дальнейшие колебательные отклонения ручки ППУ по тангажу "от себя" - "на себя", с увеличивающейся амплитудой и средним значением движения ручки ППУ на кабрирование с увеличением общего шага НВ до максимального, привели к тому, что вертолет, на 41 с, Н=360 м и Vпр менее 50 км/ч выполнил сложную пространственную фигуру с переворотом в верхней точке через НВ. Наблюдая резкое падение скорости штурман экипажа с 35 с по 42 с подавал команды: "Ну не так резко","Скорость, скорость, скорость, скорость, скорость, скорость прибавь Сергеич!","Скорость прибавь! Ручку от себя!" Через 51 с после взлета вертолет на скорости менее 50 км/ч, с правым креном 35О и углом тангажа на кабрирование 10о-15о столкнулся с водной поверхностью. Вертолет разрушился. Члены экипажа погибли.
Руководитель полетами на корабле из-за особенностей конструкции корабля проекта 1155 (зона визуального контроля в азимуте 90о-270о относительно курса корабля) и скоротечности возникновения и развития ситуации помощи экипажу не оказал. В результате проведения поисково-спасательных работ место падения вертолета было обнаружено в 430 м от корабля на глубине 70 м.
В момент катастрофы наблюдалась облачность 10 баллов с нижней границей 900-950 м, видимость 4-5 км, дымка, волнение моря 2 балла, ветер 120-170 гр., 5-7 м/с,температура воздуха +2 гр.Орнитологическая обстановка простая.
При проведении поисково-спасательных работ в период 00.30 - 01.40.27.03.2003 г.(вертолет Ка-27ПС п/п-к М.А.Путятин) наблюдалась облачность с нижней границей400-500 м, дождь, видимость 4 км, температура воздуха - 3 гр., волнение моря до 4баллов.
ПРИЧИНА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Причиной катастрофы явилась потеря летчиком пространственной ориентировки в полете ночью над морем, что привело к перевороту вертолета через несущие винты относительно поперечной оси и последующему столкновению с водной поверхностью.
Потеря пространственной ориентировки обусловили: нарушения в организации полетов, приведшие к выпуску в полет командира экипажа с недостаточной натренированностью в полетах на корабль и слабыми навыками впилотировании по приборам;
наличие светового экрана от включенной посадочной фары в условиях дымки из-за нарушения летчиком установленного порядка ее применения после взлета.