сражения/бои
July 1

МиГ-19 сбил американского шпиона RB-47 в 1960

Вечером 1 июля 1960 года американский самолет-разведчик RB-47 над Баренцевым морем близ Кольского полуострова нарушил Государственную границу СССР - и был сбит советским истребителем.

Маршрут планировавшегося полёта разведчика RB-47H ВВС США пролегал от Великобритании вдоль северного побережья Норвегии к границам Советского Союза у Кольского полуострова и обратно. Экипаж состоял из командира Уильяма Палма, второго пилота Брюса Олмстеда, штурмана Джона Маккоуна и бортовых операторов радиолокационной разведки: капитана Юджина Поуза и первых лейтенантов Дина Филлипса и Оскара Гоуфорта.Утром 1 июля 1960 года разведчик RB-47H (серийный нр. 53-4281), ведомый капитаном Палмом, стартовал с авиабазы Брайз-Ноуртон в Англии, и взял курс на Норвегию, далее - на СССР. Обогнув мыс Нордкап (тот самый угол, про который говорят: «полетели за угол»), самолёт проследовал вдоль побережья Кольского полуострова и последовал к горловине Белого моря между мысами Святой нос и Канин нос.

Оператор РЛС ПВО Михаил Фрыкин обнаружил отметку цели, приближавшейся к границам СССР на высоте 9000 метров, о чём сообщил дежурному офицеру. В тот день в дежурной паре 174-го гвардейского истребительного авиационного Печенгского Краснознамённого полка имени Сафонова Б.Ф. на аэродроме Килпъявр находились самолёты Су-9 и МиГ-19. По тревоге был поднят на перехват МиГ-19 командира звена гвардии капитана Василия Амвросиевича Полякова. Шёл пятый час полёта американского разведчика, когда второй пилот Олмстед заметил в 3-5 километрах от своего самолёта инверсионный след советского истребителя. Но командир Уильям Палм оставался невозмутимым и продолжал углубляться в советское воздушное пространство.

Капитан Поляков доложил о визуальном контакте с целью и о её продвижении в сторону материка. В ответ ему поступил приказ определить принадлежность самолёта. Лётчик идентифицировал RB-47 и его опознавательные знаки ВВС США. Далее с КП последовал приказ проверить оружие и посадить нарушителя. Поляков сблизился с RB-47H примерно до 30 метров и, в соответствии с международными правилами, подал эволюциями самолёта ему сигнал: «Внимание! Следуйте за мной». Но американец вместо выполнения команды попытался оторваться от МиГа-19. Видя, что шпион явно не подчиняется и пытается покинуть советское воздушное пространство, Поляков доложил об этом на КП и запросил о дальнейших действиях.

Воспользоваться НУРСами Поляков не имел возможности из-за близкого расстояния с разведчиком. Тогда он произвёл две очереди из 30-мм пушки с расходом в 111 снарядов. Под левым крылом RB-47H вспыхнули двигатели. Самолёт потерял управление и стал резко терять высоту. После безуспешных попыток вернуть управление, командир отдал приказ экипажу катапультироваться. Палм, Олмстед и Маккоун выбросились с парашютами. Последним двоим по приземлении на воду удалось воспользоваться спасательными плотами. Все три оператора по невыясненным причинам не покинули борт и ушли на дно Баренцева моря вместе с обломками самолета. Через 6 часов Олмстеда и Маккоуна подобрал рыболовный траулер «Тобольск». На следующий день обнаружили тело командира экипажа Уильяма Палма. Он умер в воде от переохлаждения. Двух спасшихся лётчиков доставили в Москву на Лубянку для допроса в КГБ. Тело командира вскоре передали представителям Соединенных Штатов.

12 июля состоялся Указ Верховного Совета СССР о награждении Полякова за выполнение боевого задания по уничтожению самолета-разведчика США, вторгшегося 1 июля 1960 года в пределы Советского Союза, орденом Красного Знамени. Он получил награду в Кремле из рук Брежнева.

Через 7 месяцев Маккоун и Олмстед были переданы на родину. Хрущёв приурочил их освобождение ко вступлению Джона Кеннеди в должность президента США, сделав таким образом жест примирения со стороны Советского Союза. У себя на родине оба неудачника-счастливчика были приняты с большими почестями. Сам Джон Кеннеди беседовал с ними в Овальном кабинете Белого Дома и удостоил высоких наград. Несколько лет назад Брюс Олмстед посещал Россию в качестве гостя питерского Клуба моряков-подводников. Олмстед не изъявил особого желания встретиться с Поляковым, и организаторы мероприятия, по своим соображениям, решили Василия Полякова не приглашать.

14 октября 1960 года траулерами Мурманского совнархоза, занимавшимися рыбной ловлей, на глубинах 60-140 метров на расстоянии 60-70 миль севернее мыса Святой Нос (35 миль от территориальных вод) были подняты оконечность консоли крыла длиной 12 метров с опознавательным знаком ВВС США, метровый обломок оперения, катапультируемое кресло. Кроме того, тралом был поднят скелет человека в лётном обмундировании с парашютом. При осмотре одежды обнаружены документы на имя лётчика ВВС США Юджина Поуза, 1922 года рождения. Его доставили на берег и захоронили. Через год в этом же месте траулер “Ялта” поднял с глубины парашют, фрагмент тела, сумку с документами и лётную куртку.

Со временем следы захоронения Юджина Поуза затерялись. В настоящее время совместная российско-американская комиссия по делам военнопленных и пропавших без вести пытается найти место последнего упокоения Поуза. Несколько раз комиссия оказывалась буквально в двух шагах от цели, но, к сожалению, пока безуспешно. Поиски продолжаются.