Знак «Отличный связист» НКПС в 1943
Учрежден знак «Отличный связист» для НКПС (МПС) в 1943
Нагрудный знак “Отличный связист” учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.09.1943 г. с семью другими ведомственными знаками “в целях поощрения особо отличившихся лиц начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта”. Право награждения Знаком было предоставлено народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений народного комиссариата путей сообщения (НКПС), начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов, а также начальникам служб железных дорог. Вручение знака продолжилось и после переименования НКПС в министерство путей сообщения (МПС) в 1946 г.
Согласно Положению о нагрудном знаке “Отличный связист”, это отличие являлось “наградой для особо выдающихся работников хозяйства связи железнодорожного транспорта”. Им награждались представители начальствующего и рядового состава служб сигнализации и связи железнодорожного транспорта, систематически показывавшие высокие образцы:
- воинской дисциплины и отличного выполнения Правил технической эксплуатации;
- бесперебойной работы средств связи и сигнализации;
- четкого действия автоблокировки, электроцентрализации и горочных устройств;
- высококачественного ремонта средств связи и сигнализации.
Нагрудный знак “Отличный связист” также вручался за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствовавшие повышению производительности труда.
О награждении Знаком объявлялось в приказе с занесением соответствующей записи в трудовую книжку. За очередные достижения производилось повторное награждение Знаком.
Самое первое вручение Знаков состоялось 29.10.1943 г. в четвертьвековой юбилей ВЛКСМ – ведомственные награды, включая и описываемую, получили 825 особо отличившихся молодых железнодорожников. Уже через неделю, 07.11.1943 г., в рамках празднования 26-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции состоялось первое массовое награждение Знаком.
Знак “Отличный связист” выполнен в форме вертикального эллипса, символизирующего расположенное под углом паровозное колесо. Слева и справа оно обрамлено еловыми ветвями. Внизу колесо опирается на фрагмент рельса, залитый рубиново-красной эмалью, а на верхнюю часть Знака наложен развевающийся узкий флаг, также покрытый рубиново-красной эмалью. На флаге расположена надпись “Отличный”, а на рельсе – “Связист”. Обе выполнены прописными буквами золотистого цвета. Внутреннее пространство колеса покрыто белой эмалью. В верхней половине колеса, над ступицей, находится стоящий на одном из углов квадрат, внутри которого изображена окружность, увенчанная пятиконечной звездой. Внутри окружности расположены две переплетающиеся стрелы-молнии. Звезда и молнии покрыты рубиново-красной эмалью.
В нижней половине расположены исходящие от ступицы пять спиц, на которые наложена железнодорожная эмблема (технический знак), введенная в 1932 г. – перекрещенные молоток и французский, или разводной ключ.
Реверс Знака – контррельефный, номера награда не имела.
С учетом длительного периода производства Знака – с 1943 г. по 1957 гг. – известно несколько разновидностей его штампа (не более десяти), отличающихся незначительными деталями, в частности, начертанием букв “Ч” и “З”.
Нагрудный знак “Отличный связист” размером 28х40 мм изготавливался из бронзы и покрывался эмалью двух цветов – белой и рубиново-красной. Знак крепился к униформе или одежде при помощи припаянного к реверсу винта и круглой гайки. На гайках были нанесены отштампованные аббревиатуры производителя – Штамповочно-механического завода НКПС/МПС: “Ш.М.З. Н.К.П.С.” или “Ш.М.З-Д М.П.С.”.
Знак вручался вместе с удостоверением НКПС или МПС в твердой коленкоровой обложке с тисненным изображением награды и названием выдавшего ведомства. Фотографии оно не имело, от руки вносились фамилия и инициалы награжденного, его должность, дата и номер приказа. На удостоверениях, выданных от имени НКПС, присутствовали также графы для указания краткого обоснования награждения и номера Знака (хотя он был неномерным). В графе “№___” зачастую проставлялся номер приказа, в соответствии с которым осуществлялось награждение, иногда она оставалась незаполненной. В случае невозможности вручения удостоверения утвержденного образца, отличнику вручался Знак с упрощенным временным удостоверением из картона.
Вручение знака “Отличный связист” продолжалось до осени 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09.1957 г. “О нагрудных знаках для поощрения работников железнодорожного транспорта” награждение нагрудными знаками МПС было прекращено. Вместо него отличникам отрасли стал вручаться единый нагрудный знак “Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта”, учрежденный в апреле 1957 г.