День части/образование/формирование
March 29, 2023

1 Кёнигсбергская ордена Александра Невского железнодорожная бригада

С 1945 года по 1975 год в Омске базировалась 1-я Кёнигсбергская ордена Александра Невского железнодорожная бригада.

Днем части является 29 марта, когда в 1932 году приказом по бригаде было объявлено о сформировании ее управления и начале выполнения стоящих задач.

Бригада была сформирована 29 марта 1932 года в Хабаровске в соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 14 января 1932 года и входила в состав Особого корпуса железнодорожных войск. После формирования соединение приступило к строительству и реконструкции железнодорожных линий Уссурийской и Забайкальской железных дорог оборонно-стратегического назначения в пограничных районах Дальнего Востока, её части участвовали в боевых действиях у озера Хасан и на Халхин - Голе.

В марте 1941 года 1-я бригада в составе корпуса Перед началом войны бригада передислоцирована на Западную Украину в район города Проскуров

Командиром бригады был майор Чернышев.

С первого дня войны входит в состав Юго-Западного фронта проводит заграждение и техническое прикрытие железных дорог. Части бригады нередко вели оборонительные бои с войсками противника. Вместе с войсками бригада была вынуждена отступать. Отступая, воины бригады обороняли пути, переезды, мосты. В критические моменты взрывали их.

Бессмертный подвиг совершил сержант 76-го строительно-путевого батальона Виктор Петрович Мирошниченко, который возглавлял команду подрывников на мосту через р. Снопоть. Он получил приказ на его подрыв в момент, когда на западном берегу реки появились вражеские мотоциклисты. Обстрелом противника взрывная сеть была повреждена, и для разрушения моста остался один шанс — поднести огонь к самому заряду. Подойти вплотную к смерти. Сержант бросился вперед.

В листовке тех дней, хранящейся в Центральном музее Вооруженных сил России, так рассказывается о подвиге сержанта В. П. Мирошниченко: «Несмотря на оглушительные завывания вражеских мин и цоканье пуль, Мирошниченко настойчиво пробирался к заряду. Он получил ранение, но продолжал ползти к цели. Вот и заряд. Но чтобы успеть, нужно пожертвовать своей жизнью. Отважный сержант поджег заряд, когда фашистские автоматчики были уже на мосту».

За этот подвиг В. П. Мирошниченко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, его имя навечно зачислено в списки части. Бюсты Героя установлены в Мерефе, Тынде, разъезде В. Мирошниченко, во многих частях железнодорожных войск.

В ноябре 1941 года Особый корпус железнодорожных войск, том числе бригада, входит в состав Западного фронта, участвует в битве под Москвой.

С наступлением советских войск части бригады начали восстанавливать участки железнодорожного пути на территории, освобожденной от противника.

Пути восстанавливали из подорванных рельсов. Недостающие рельсы доставляли на волокушах. Несмотря на огромные трудности, работали по 12-14 часов в сутки.

В июле 1941 года 1-й железнодорожной бригадой стал командовать подполковник А.С. Дугин. В этот период части восстанавливали разрушенные пути и мосты в верховьях Волги. Когда фронт стабилизировался, по инициативе сибиряков в бригаде развернулось снайперское движение. Были организованы группы снайперов и их учеба, составлялись пары снайперов для стрельбы из ружей.

Постановлением ГКО № 1095 от 3 января 1942 года железнодорожные войска были подчинены Наркомату путей сообщения.

Бригада несла и потери среди личного состава.

В феврале 1943 года в ходе наступления советских войск на Ржев в сложных условиях паводка, вызванного взрывом, был досрочно возведен железнодорожный мост через р. Жижала. Бойцы, снятыми ранее вражескими минами, взорвали ледовый затор, вручную, не дожидаясь тракторов, отбуксировали 16-метровые рамы опоры моста к месту установки. На третий день упорных работ мост был сооружен.

3 марта 1943 года войсками 30-й армии Западного фронта Ржев был освобождён . Здесь бригада восстанавливает мост через Волгу. После освобождения города Вязьма сюда прибыла техническая разведка бригады. Необходимо было восстанавливать узел пяти направлений и в первую очередь на Смоленск. После восстановления станции Вязьма, идя за наступающими войсками, был восстановлен путь от станции Думиничи до станции Березовская.

Осенью 1943 года бригада перебрасывается на восстановление узла Смоленск, освобожденного 25 сентября. Самоотверженный восстановителей позволил уже 7 октября принять на станции Смоленск первый поезд. Бойцами 32-го отдельного мостового батальона были восстановлены мосты, имеющие стратегическое значение, через Днепр у Смоленска и через Западную Двину.

5 ноября 1943 года за особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановление железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР двум военнослужащим бригады присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Быстрое продвижение войск требовало высоких темпов восстановления железнодорожных линий. В 1944 году, обеспечивая войска 3-го Белорусского фронта, воины - железнодорожники преодолели исключительно большие трудности при обеспечении операций наступающих войск в Белоруссии. В полосе фронта было разрушено 550 км главных путей, 227 км путей было демонтировано противником и увезено, подорвано 227 мостов и труб. Средний темп восстановления путей составлял 15-17 км в сутки. Следуя за наступающими частями Красной Армии, воины-железнодорожники трудились самоотверженно и проделали большую работу по восстановлению стальных коммуникаций.

На заключительном этапе войны бригада участвует в Восточно - Прусской операции. Основным направлением восстановительных работ было направление Шталлупенен - Инстербург - Кенингсберг.

Пути восстанавливались на западно - европейскую колею.

Рельсы здесь были уложены на металлических шпалах. На перешивку 1 км пути требовалось времени в 8-10 раз больше, чем на перешивку 1 км, уложенного на деревянных шпалах. Активная организаторская работа командиров, энтузиазм, инициатива, находчивость рядовых восстановителей бригады решили исход дела.

Сотни бойцов стали выполнять нормы выработки на 200% и более.

В начале марта 1945 года бойцам-железнодорожникам 76-го восстановительного батальона пришлось под артиллерийским огнём врага сооружать 10-километровую ветку от станции Гутенфельд. Она нужна была выдвижения на огневые позиции морских железнодорожных батарей, которые своим мощным огнём взламывали крепостные укрепления Кенингсберга.

После взятия крепости железнодорожники постарались как можно быстрее пропустить в город поезда. И они своего добились. Первый поезд пришёл в Кенингсберг на третий день после овладение им. К концу апреля все железнодорожные коммуникации 3-го Белорусского фронта были восстановлены.

17 мая 1945 года приказом Верховного Главнокомандующего за участие в наступлении и овладении городом и крепостью Кенингсберг бригада была удостоена почётного наименования «Кенингсбергская».

28 мая 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками, участие в овладении г. Пиллау (ныне - Балтийск) и проявленное при этом доблесть и мужество соединение награждено орденом Александра Невского.

За время войны части соединения восстановили 2932 км железнодорожного пути, 45 станций, 179 больших и средних мостов. 1935 военнослужащих было орденами и медалями.

В мае 1945 года соединение передислоцировано в Омск для работ по усилению Транссиба, обеспечению массовой передислокации советских войск на Дальний Восток, развитию железных дорог Урала, Сибири и Казахстана. Личный состав бригады участвовал в сооружении железнодорожных линий Ивдель – Обь, Абакан-Тайшет, Тюмень-Сургут, Омск-Иртышская, электрификации Транссиба, развитии подъездных путей к заводам Омского нефтехимического комплекса, целинных объектов и др.

Несколько тысяч километров построенных и восстановленных железных дорог страны от Приморья до Калининграда, возведенные станции и поселки, таков итог деятельности личного состава бригады. Этот тяжелый, но благородный, созидательный труд высоко оценен Родиной.

Несколько тысяч солдат и офицеров удостоены орденов и медалей, а сержанту Виктору Петровичу Мирошниченко присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Его бюст установлен на территории ВИ ЖДВ и ВОСО в Петергофе.

Героем Социалистического труда стал командир бригады полковник А.С. Дугин, участник обороны Ленинграда, строительства "Дороги Жизни-Дороги Победы".

В начале 50-х годов в должности заместителя командира бригады проходил службу в Омске Герой Социалистического Труда полковник Шеин Петр Максимович.

Строительство Байкало-Амурской магистрали стало очередной яркой страницей в истории бригады, прибывшей в Алонку в январе 1975 года. Об этом говорится во многих воспоминаниях участников строительства, представленных в этой книге. БАМ стал суровым испытанием для личного состава бригады, но задачи были выполнены с честью.

За 11 лет строительства Байкало-Амурской Магистрали военнослужащими соединения уложено 177,2 км главного и станционного пути, разработано 39 млн. куб.м грунта. Выполнено работ на сумму 184 млн. рублей. За доблестный труд 63 офицера награждены орденами, 1270 — медалями. Сдав в постоянную эксплуатацию участок БАМ Ургал – Федькин ключ в декабре 1985 года, части соединения приступили к выполнению приказа о передислокации в Алтайский край и Кемеровскую область для строительства новой железнодорожной линии Мереть – Среднесибирская, обеспечивавшей третий широтный выход железной дороги из Сибири в Европейскую часть страны.

В БАМовский период бригадой командовали: полковники Алексей Михайлович Железнов (24.12.1971-28.4.1976), Александр Николаевич Матюнин (28.4.1976-16.3.1979), Иван Иванович Романьков (16.3.1979-21.12.1984), подполковник Виктор Александрович Букреев (21.12.1984-30.5.1986). Виктору Александровичу Букрееву и его подчиненным, выпала сложная миссия, пришлось сдавать объекты БАМа в постоянную эксплуатацию, передавать их Ургальскому отделению Байкало-Амурской железной дороги имени Ленинского комсомола. Задача была выполнена с общей оценкой «хорошо». Предстояла передислокация соединения, приказ о которой поступил 31 декабря 1995 года вечером, перед наступлением Нового 1986 года, года больших перемен в жизни личного состава, командования частей и соединения.

В январе - марте 1986 года соединение, совершив марш железнодорожным транспортом, передислоцировалось на строительство железнодорожной линии Мереть-Среднесибирская с местом дислокации в Алтайском крае в городе Новоалтайске, поселках Залесово и Заринске, в Кемеровской области в городе Гурьевске, поселках Новые Пестери и Чуваш-Пай. Эшелон с управлением бригады прибыл в Новоалтайск.

Местом дислокации Управления 1 ждбр с 19.01.1986 года был отдан г. Новоалтайск Алтайского края. Штаб бригады разместился в здании Военного продовольственного пункта (ВПП), в котором первоначально, с 5 октября 1985 года находился личный состав 2-х рот из техбата и путевого батальонов, входивших в сводный батальон, сформированный в ходе 15 суточного учения под эгидой Министров обороны, путей сообщения и транспортного строительства СССР, и отрабатывавшего вводную по передислокации. Сводным батальоном командовал майор Н. Н. Селивончик, начальник штаба техбата, его заместителем по политчасти был подполковник В.С.Фадеев.

За 26 лет дислокации в Алтайском крае личным составом соединения внесен весомый вклад в развитие железных дорог региона. Построен и подготовлен к сдаче сложнейший железнодорожный участок Мереть – Залесово на железнодорожной дороге Мереть - Среднесибирская, который не был введен в эксплуатацию в связи с развалом СССР и единой сети дорог страны. Верхнее строение железнодорожного пути, устройства СЦБ и связи на участке были демонтированы, а земляное полотно превращено в автомагистраль.

В последующем с 1.08.1998 г. бригада стала бригадой кадр, а с 1.12.2009 г. на основании ДГШ от 23.01.2009 г. № 314/06/079 бригада была расформирована.

Боевой путь части

Командиры 1 отдельной ордена Александра Невского Кёнигсбергской железнодорожной бригады:

  1. Комбриг Чернозатонский Леонид Николаевич – 23.2.1932-21.10.1933 гг., арестован, реабилитирован в 1939 г., с восстановлением в звании комбриг, назначен зам начальника ВТА, в 1941 г. по мобилизационному плану назначен командиром 25 ождбр. Пропал без вести на Украине в 1941 г.
  2. Полковник Синьков Константин Васильевич 21.101933-28.2. 1935 гг. затем командовал 3 ождбр, ИО командира ОКЖДВ. Начальник УВВР, генерал-майор.
  3. Полковник (Комбриг) Вержинский Адам Иванович 28.2. 1935-31.7.1937г. арестован 31.07.1937, осужден Военной коллегией Верховного Суда СССР к высшей мере наказания по ст.58-1б-8,9 и по ее приговору расстрелян 13.3.1938 г., реабилитирован 15.9.1956 г.
  4. ИО(НШ)Полковник Мишин Александр Никитич 31.7.1937-20.11.1937г.
  5. Майор (полковник) Павлов Иван Матвеевич 20.11.1937-26.5.1938 г., арестован, реабилитирован в 1939 г. с восстановлением в воинском звании. В годы войны командовал 36 ождбр. Присвоено звание генерал-майор.
  6. Майор (полковник) Смирнов Александр Петрович 26.5.1938-15.1.1942г. уполномоченный НКПС, начальник УВВР Западного, 3-го Белорусского фронтов, генерал-лейтенант, 1-й заместитель начальника ГУЖВ.
  7. Подполковник Чернышов Александр Герасимович 15.1.1942-6.7.1942г., НШ УВВР и ЖДВ ряда фронтов.
  8. Подполковник (полковник) Герой Социалистического труда Дугин Алексей Семенович 6.7.1942-27.6.1946г., командовал 1 гв. ждбр, заместитель по тылу 6 ждк.
  9. Полковник Герой Социалистического труда Жижилашвили Шалва Николаевич 27.6.1946-26.4.1947 г. командир 1 ждк, НШ ГУЖВ, генерал-лейтенант.
  10. Полковник Майорчик Борис Давыдович 26.4.1947-14.04.1950 г.
  11. Полковник Мутовкин Дмитрий Васильевич 14.4.1950-2.01.1951 г.
  12. Полковник Коряков Александр Владимирович 2.01.1951-28.2.1952 г.
  13. Полковник Матюнин Максим Глебович 28.2.1952-18.6.1958 г.
  14. Полковник Рылов Николай Яковлевич 18.6.1958-12.12.1960 г., командир 4 ждк,1 зам начальника ЖДВ, генерал-лейтенант.
  15. Полковник Бутенко Анатолий Степанович 12.12.1960-11.2.1964 г., начальник отдела ГУЖВ.
  16. Полковник Ярных Василий Павлович 11.2.1964-13.9.1969 г., начальник отдела ГУЖВ.
  17. Инженер-подполковник (полковник) Мирошник Николай Иванович 13.12.1969-24.12.1971 г.
  18. Полковник Железнов Алексей Михайлович 24.12.1971-28.4.1976 г.
  19. Полковник Матюнин Александр Николаевич 28.4.1976-16.3.1979г.
  20. Полковник Романьков Иван Иванович 16.3.1979-21.12.1984 г.
  21. Подполковник Букреев Виктор Александрович 21.12.1984-30.5.1986 г., зам. НШ ФСЖДВ, НШ, командир корпуса дорожно-строительных войск, генерал-лейтенант. ИО руководителя ФАДС, руководитель ГУП «Охрана» Министерства транспорта РФ.
  22. Подполковник Пинчук Анатолий Михайлович 30.5.1986-17.03.1988 г., председатель Объединенного Совета ветеранов железнодорожников Украины.
  23. Полковник Губанов Владимир Дмитриевич 17.3.1988-19.12.1989 г.
  24. Полковник Рудак Николай Владимирович 19.12.1989-22.3.1991 г., генерал-лейтенант, командир 35 ждк, зам. НШ ФСЖДВ, полномочный представитель Президента РФ в Смоленской области.
  25. Подполковник Ларченков Вячеслав Иванович 22.3.1991-13.8.1992 г.
  26. Полковник Сиротюк Иван Максимович 26.10.1992-7.03.1997 г.
  27. Полковник Воробкало Аркадий Александрович 7.03.1997-22.5.1999г., генерал-майор командир 4 ждк, председатель РОСААФ Свердловской обл.
  28. Полковник Абаноков Руслан Казакович 22.05.1999-4.12.2002 г.
  29. Полковник Бойченко Сергей Станиславович 4.12.2002-27.06.2006 г.
  30. Полковник Егерь Сергей Романович 27.06.2006-16.07.2009г., начальник УЖДВ КДВО, военный комиссар Абакана.