Вооружение
March 8, 2023

Противокорабельная крылатая ракета П-15

В конце пятидесятых годов советские конструкторы создали несколько новых ракетных комплексов для нужд военно-морского флота. Одной из новых разработок того времени стала крылатая ракета П-15, предназначенная для стрельбы по надводным целям. Это оружие эксплуатировалось в течение длительного времени, а кроме того, оно стало первой отечественной противокорабельной ракетой, которая была использована в боевых условиях для поражения реальной цели.

Разработка перспективного ракетного комплекса для ВМФ стартовала в 1955 году. Создание ракеты нового типа поручили филиалу ОКБ-155 (ОКБ-155-1). Главным конструктором был назначен А.Я. Березняк. Эта конструкторская организация уже имела определенный опыт в деле создания крылатых ракет. К примеру, именно ей был создан самолет-снаряд КС-1 «Комета», использовавшийся авиацией и, после некоторых доработок, флотом. В новом проекте, получившем обозначение П-15, следовало использовать как имеющийся опыт, так и новые идеи.

Целью нового проекта было создание сравнительно компактной и легкой противокорабельной ракеты, способной поражать надводные цели на дальностях до 35-40 км. Изделие следовало оснащать жидкостным ракетным двигателем, автопилотом и активной радиолокационной головкой самонаведения. Кроме того, в дальнейшем появился вариант ракеты с тепловой ГСН. Ракету П-15 предлагалось сделать ударным вооружением кораблей различных классов. Кроме того, рассматривалась возможность оснащения таким оружием перспективных ракетных катеров, разработка которых могла начаться в самое ближайшее время.

Схема ракеты П-15. Рисунок Wikimedia Commons

По результатам предварительных проработок и с учетом имеющегося опыта был сформирован общий облик перспективной ракеты. Она должна была представлять собой самолет-снаряд нормальной аэродинамической компоновки со складным (для транспортировки) крылом и жидкостным маршевым двигателем. Был предложен цилиндрический фюзеляж большого удлинения с оживальным головным обтекателем и конической хвостовой частью, в торце которой выводилось сопло двигателя. В центральной части бортов, ниже крыла, имелись продолговатые обтекатели для некоторых внутренних агрегатов. Более никакие крупные выступающие детали на фюзеляже не предусматривались.

В центральной части фюзеляжа предлагалось крепить среднерасположенное трапециевидное крыло большой стреловидности. Первый вариант ракеты П-15 имел нескладываемое крыло, что накладывало определенные ограничения на габариты пусковой установки. При последующих модернизациях удалось разработать автомат раскрытия крыла, положительным образом сказавшийся на некоторых особенностях всего комплекса. На задней кромке консолей располагались элероны для управления по крену.

В хвостовой части фюзеляжа следовало крепить агрегаты оперения, имевшие схожую форму. На верхней поверхности имелся киль большой стреловидности и малого удлинения, а на бортах предусматривались плоскости стабилизатора, установленные с большим отрицательным поперечным V. На задней кромке всех плоскостей оперения размещались рули для управления по тангажу и рысканью.

Под хвостовой частью фюзеляжа предлагалось подвешивать стартовый твердотопливный двигатель. Он имел цилиндрический корпус с хвостовым соплом. Из-за конической формы хвостовой части ракеты и установки двигателя параллельно ее поверхности сопло располагалось под углом к оси его корпуса.

Погрузка ракеты П-15 на корабль. Фото Rbase.new-factoria.ru

Для выхода из пускового контейнера с последующим первоначальным разгоном ракета должна была оснащаться твердотопливным стартовым двигателем типа СПРД-30. Это устройство могло развивать тягу до 28-30 т и работало в течение нескольких секунд. После выработки топлива стартовый двигатель предлагалось сбрасывать. Ракета должна была продолжать полет при помощи маршевой силовой установки.

В проекте ракеты П-15, в отличие от некоторых иных подобных разработок того времени, было решено отказаться от турбовинтового маршевого двигателя и использовать жидкостный ракетный. Специально для новой ракеты под руководством А.М. Исаева был разработан двигатель С2.722, использующий топливо ТГ-02 (т.н. самин) и окислитель АК-20К (смесь азотной кислоты, тетраоксида азота и некоторых других компонентов). Характерной особенностью нового двигателя была возможность работы в двух режимах. На разгонном режиме обеспечивалась большая тяга, а режим поддержания скорости позволял экономить топливо и увеличивать дальность полета без потерь в других характеристиках.

Для управления ракетой П-15 на всем протяжении полета был разработан комплекс автономных средств, включавший в себя автопилот АМ-15А, барометрический высотомер и головку самонаведения. Для поиска крупных надводных объектов предлагалось использовать активную радиолокационную головку самонаведения типа ДС-2. Это устройство могло производить поиск целей на дальностях до нескольких десятков километров и отвечало за наведение ракеты на цель на конечном участке полета. При стрельбе по цели типа «эсминец» дальность обнаружения достигала 20-24 км.

Новая противокорабельная крылатая ракета получила фугасно-кумулятивную боевую часть 4Г15 общим весом 480 кг. Такое боевое оснащение позволяло наносить серьезные или фатальные повреждения различным надводным кораблям. В случае с малыми кораблями или катерами для затопления цели было достаточно всего одной ракеты. Применение специальных боевых частей не предусматривалось.

Ракетный катер проекта 183-Р. Рисунок Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота"

Общая длина ракеты П-15, готовой к старту, составляла 6,55 м, размах крыла в полетном положении – 2,4 м. Максимальный диаметр корпуса равнялся 0,76 м. Стартовый вес определялся на уровне 2125 кг, из них 490 кг приходилось на твердотопливный ускоритель СПРД-30, сбрасываемый после выработки топлива.

После старта и первоначального разгона ракета должна была выходить на высоту от 100 до 200 м и следовать к цели на скорости порядка 320 м/с. Запас жидкого топлива и другие особенности изделия позволяли поражать цели на дистанциях от 8 до 40 км. При этом первая часть траектории преодолевалась по командам автопилота, а на конечном участке управлять ракетой должна была головка самонаведения.

Разработка проекта П-15 завершилась в 1956 году, после чего началась подготовка к проведению испытаний. Для проведения первых проверок в условиях сухопутного полигона был построен специальный стенд. Конструкция стенда разрабатывалась с учетом особенностей проекта перспективного ракетного катера, который в ближайшем будущем должен был стать носителем нового оружия. Таким способом предлагалось не только испытать новую ракету, но и проверить основные аспекты ее взаимодействия с катером-носителем.

Первым носителем ракет П-15 должен был стать торпедный катер проекта 183, который следовало оснастить некоторыми новыми агрегатами. С катера предлагалось удалять кормовую артиллерийскую установку и смонтированные рядом с ней торпедные аппараты. Вместо них в кормовой части катера планировалось устанавливать два пусковых агрегата ангарного типа. На специальной ферме с требуемым углом возвышения должны были монтироваться два контейнера-ангара для ракет. Характерной особенностью этих изделий была большая ширина, которая позволяла загружать ракеты без складывания крыльев.

Пуск ракеты П-15 катером проекта 183-Р. Фото Wikimedia Commons

Для испытаний новой ракеты на одном из полигонов был построен специальный стенд, представлявший собой часть конструкции катера проекта 183 с пусковыми установками. С целью проверки перспектив тех или иных решений специалисты изготовили два макета ходовой рубки катера, металлический и деревянный. Аппаратура такого стенда позволяла производить подготовку ракет и последующий запуск.

Первый запуск со стенда, имитирующего ракетный катер, состоялся в октябре 1956 года. Этот этап испытаний продолжался до августа следующего года. В ходе нескольких тестовых запусков удалось проверить работу различных агрегатов пусковой установки и ракеты, а также определить более удобную конструкцию агрегатов катера. Так, после нескольких запусков деревянный макет рубки, подвергавшийся воздействию реактивных газов, воспламенился и сгорел. Стальная рубка, в свою очередь, успешно прошла все проверки и была рекомендована к использованию на серийных катерах.

По результатам полигонных испытаний были внесены некоторые коррективы в разрабатывавшийся в то время проект перспективного ракетного катера. В первую очередь, они касались конструкции пусковых установок и контейнеров для хранения ракет. Проверить правильность этих доработок планировалось на нескольких опытных катерах. Такой вариант катера получил обозначение «183-Э».

Исключительно для проведения испытаний ракетного комплекса заводом №5 были построены два катера проекта 183-Э. Они представляли собой исходные торпедные катера с новым вооружением и набором сопутствующей аппаратуры. Два катера для испытаний были построены к осени 1957 года. 16 октября 1957 года один из них выполнил первый запуск ракеты. В дальнейшем испытания были продолжены, что позволило завершить доводку ракеты и других средств комплекса.

Погрузка ракеты П-15У/М на катер. Фото Rbase.new-factoria.ru

В конце 1958 года был дан старт серийному строительству ракетных катеров нового проекта 183-Р. Катера этого типа получали две пусковые установки с контейнерами-ангарами, каждая из которых весила около 1100 кг. Установки имели жестко закрепленные направляющие длиной 2,75 м, установленные с углом возвышения 11,5° относительно палубы. Конструкция катера и пусковых установок позволяли перевозить лишь две ракеты. После их применения катер должен был возвращаться на базу для перезарядки.

Данные о местоположении цели ракетный комплекс нового типа должен был получать с радиолокационной станции «Рангоут». При помощи прибора управления стрельбой «Клен» определялся боевой курс катера при пуске, определение параметров полета и ввод данных в электронику ракеты. В качестве резервного средства целеуказания мог использоваться оптический визир типа ПМК-453. На все необходимые расчеты и предстартовую подготовку ракетного комплекса уходило 4 минуты.

Ракетный катер проекта 183-Р мог осуществлять запуск ракет П-15 на скоростях от 15 до 30 узлов и при волнении до 4 баллов. При этом обеспечивалось поражение надводных целей на дальностях до 40 км. Могущества боевой части хватало для нанесения серьезных повреждений даже крупным кораблям.

В рамках проекта П-15 разрабатывался вариант ракеты с тепловой головкой самонаведения. Ракета П-15ТГ с ГСН «Кондор» была представлена на испытания в середине 1959 года. Обновленная ракета должна была выходить в район цели при помощи автопилота, после чего включать тепловую ГСН и искать цель для последующего наведения на нее. ГСН «Кондор» оснащалась подвижным объективом приемного устройства, способным качаться в горизонтальном секторе шириной 5°. При этом велось наблюдение за акваторией и поиск объектов, отличающихся от фона более высокой температурой.

Запуск ракеты. Фото Rbase.new-factoria.ru

С 29 августа по 28 октября 1959 года катера проекта 183-Э выполнили 10 испытательных пусков ракет П-15ТГ. Один из них завершился неудачей из-за сбоя креплений стартового двигателя: ракета не сбросила его и не смогла продолжать полет. В ходе прочих запусков удалось определить, что система «Кондор» способна находить цель типа «крейсер», движущуюся со скоростью 24 узла, с расстояния 10 км днем и 5 км ночью.

По результатам испытаний 1958-59 годов крылатые ракеты П-15 и П-15ТГ были рекомендованы к принятию на вооружение. По причине заметной разницы в характеристиках было решено принять на вооружение только изделие с активной радиолокационной ГСН. Ракета П-15ТГ, в свою очередь, осталась не у дел. В 1960 году вышло постановление Совмина, в соответствии с которым ракета П-15 принималась на вооружение в качестве вооружения для ракетных катеров проекта 183-Р.

Катера проекта 183-Р строились с конца пятидесятых до середины шестидесятых годов. За это время два судостроительных завода сдали заказчику 112 катеров нового типа. При этом с начала шестидесятых годов велось строительство модернизированных катеров проектов 183-ТР и 182-РТР. Построенные катера в течение некоторого времени эксплуатировались военно-морским флотом СССР. Со временем, ввиду появления более новой и совершенной техники, советские катера стали передавать дружественным странам. До середины семидесятых третьим странам было передано почти восемь десятков катеров. Кроме того, порядка 40 катеров проекта 183-Р было построено в Китае по лицензии. Там они обозначались как «Тип 040».

Вторым носителем ракет П-15 стал ракетный катер проекта 205. Новый проект был разработан во второй половине пятидесятых годов. В 1960-м флоту передали головной катер этого типа. От предыдущего проекта 183-Р новый отличался наличием четырех пусковых установок, смонтированных у бортов попарно в центре и в корме. В течение шестидесятых годов флоту передали почти 275 катеров проекта 205 в разных модификациях. Часть этой техники продавалась за рубеж.

Ракетный катер проекта 205. Фото Wikimedia Commons

В 1965 году на вооружение была принята новая модификация ракеты под обозначением П-15У. Главным нововведением этого проекта было обновленное крыло. Для уменьшения транспортных габаритов ракеты крыло было выполнено складным: сравнительно узкий центроплан выполнялся стационарным, а консоли могли складываться поворотом вниз. Кроме того, была разработана обновленная пусковая установка с меньшими поперечными габаритами. Имеются сведения о работах над проектом П-15УТ, подразумевавшим установку на ракету П-15У тепловой головки самонаведения. По отношению к изделию П-15У также может применяться обозначение П-20 – под таким названием ракеты шли на экспорт.

К началу семидесятых годов завершились проектные работы по ракете П-15М «Термит». Задачей этого проекта была глубокая модернизация существующего изделия П-15У с повышением основных характеристик. При сохранении габаритов изделия на прежнем уровне и использовании основных идей конструкции, а также с помощью ряда новых комплектующих удалось значительно повысить ударный потенциал оружия.

Ракета со стартовой массой 2573 кг получила новый твердотопливный двигатель СПРД-192 с повышенными характеристиками. Вместо барометрического высотомера в аппаратуру управления ввели радиолокационный. Кроме того, была предложена новая радиолокационная ГСН ДС-М. Также была предложена тепловая ГСН «Снегирь-М». Обновленные системы управления позволяли лететь к цели на высотах не более 50 м со скоростью 320 м/с. Дальность обнаружения цели типа «эсминец» активной радиолокационной головкой была доведена до 40 км. Максимальная дальность полета определялась на уровне 80 км. Для поражения цели предлагалась фугасно-кумулятивная боевая часть 4Г51М весом 513 кг или 375-кг специальное изделие мощностью 15 кт.

Ракета П-15М могла использоваться с малогабаритными пусковыми установками КТ-97Б и КТ-138, которые могли монтироваться на катерах и кораблях различных типов. Благодаря этому новый ракетный комплекс удалось сделать вооружением большого количества катеров и кораблей. Ракеты П-15М входили в комплекс вооружения катеров проектов 205, 1241 и 206-МР, эсминцев проекта 56-У, больших противолодочных кораблей проекта 61 и сторожевиков проекта 1159. Разные носители имели боекомплект от двух до четырех ракет.

Пусковая установка комплекса "Рубеж". Контейнеры открыты, ракеты не загружены. Фото Wikimedia Commons

На основе ракеты П-15М для надводных катеров и кораблей был разработан береговой ракетный комплекс «Рубеж». Эта система отличается достаточно высокими характеристиками и благодаря этому до сих пор остается на вооружении береговых войск ВМФ России.

Ракеты семейства П-15 эксплуатируются в нашей стране до сих пор, однако, по понятным причинам, все их запуски носят исключительно испытательный или учебный характер. Тем не менее, подобное оружие неоднократно применялось зарубежными странами. В ходе локальных конфликтов второй половины прошлого века было использовано несколько десятков ракет советского производства.

Первым случаем боевого применения самонаводящейся противокорабельной ракеты в мире стала стрельба изделиями П-15, осуществленная катерами проекта 183-Р ВМС Египта 21 октября 1967 года, во время т.н. Войны на истощение. По египетским данным, израильский эсминец «Эйлат» вошел в территориальные воды Египта, после чего по нему выстрелили двумя ракетами П-15. Оба изделия попали в цель и утопили ее. По данным Израиля, корабль находился в нейтральных водах, а после двух попаданий ракет он перевернулся. Спустя некоторое время состоялись еще два пуска, в результате которых эсминец окончательно затонул.

Примерно через три года египетские моряки вновь использовали П-15 против израильского флота. На этот раз целью стал транспорт водоизмещением 10 тыс. т. В этом случае стрельбу вел катер проекта 205.

В декабре 1971 года индийский флот, имевший в своем распоряжении катера проекта 205, использовал 11 ракет семейства П-15. 7 изделий были направлены к надводным целям, оставшиеся – к береговым объектам. 5 декабря катера Индии успешно атаковали пакистанские эсминец «Хайбер» и тральщик «Мухафиз». 9 декабря состоялась атака на порт г. Карачи, в ходе которой четыре судна были потоплены, а два других пострадали от осколков и последствий взрывов. Тогда же тремя ракетами был атакован нефтеперерабатывающий завод в г. Коамари. По имеющимся данным, для наведения ракет на нефтяные резервуары, нагретые днем солнечным светом, применялись тепловые ГСН.

Британский фрегат HMS Gloucester, в 1991 году сбивший ракету П-15. Фото Wikimedia Commons

В 1973 году, в ходе Войны Судного дня, Египет вновь попытался использовать ракеты П-15. При этом все 54 запуска не увенчались успехом, а противник смог уничтожить семь ракетных катеров. К подобному результату могли привести несколько факторов, в том числе неправильная тактика применения ракет и широкое использование Израилем средств защиты.

В контексте применения крылатых ракет семейства П-15 большой интерес представляет Ирано-иракская война. Дело в том, что обе страны-участницы конфликта имели на вооружение ракеты этого типа. Ирак располагал изделиями советского производства, а Иран закупал их копии у Китая и КНДР. Силами ВВС и ВМС Ирана в конце ноября была осуществлена операция «Морварид», в ходе которой иракским силам был нанесен серьезный удар. Имея на вооружении не только П-15, но и ракеты RGM-84A Harpoon американского производства, отличающиеся от советских изделий большей дальностью пуска, Иран смог наносить удары по вражеским кораблям с безопасного расстояния. В результате этого иракский флот понес значительные потери и не смог нанести противнику ощутимый ущерб.

Последний известный случай боевого применения ракет П-15 относится к началу девяностых годов. Во время операции «Буря в пустыне» Ирак попытался атаковать такими ракетами американский линкор USS Missouri. Одна из ракет потеряла цель из-за применения средств радиоэлектронной борьбы. Вторая была сбита британским фрегатом HMS Gloucester при помощи ракеты Sea Dart. Примечательно, что это был первый случай поражения противокорабельной ракеты зенитной в условиях реального конфликта.

Ввиду морального и физического устаревания большая часть носителей ракет семейства П-15 была списана и утилизирована. При этом часть техники устаревших типов до сих пор используется рядом зарубежных стран. В нашей стране в настоящее время ракеты семейства П-15 используются лишь несколькими катерами проекта 1241 и береговыми комплексами «Рубеж». Со временем подобное оружие, уже не в полной мере отвечающее существующим требованиям, было заменено более новыми и совершенными системами, в результате чего его количество постоянно сокращается.