Трагедии/терракты/несчастные случаи
March 8, 2023

Затонула К-129

Выход в море

24 февраля 1968 года из бухты Крашенинникова на Камчатке в свой последний боевой поход вышла подводная лодка К-129 с 98 моряками и 3 ядерными ракетами на борту. 8 марта при загадочных и так до сих пор не выясненных обстоятельствах она затонула в Тихом океане в 2890 километрах к северо-западу от Гавайских островов. Спустя шесть лет после трагедии американцы осуществили беспрецедентную инженерную операцию, попытавшись поднять погибшую субмарину с глубины в более чем 5 километров.

Уже в 1960-е подводные лодки, способные нести на своем борту ядерные баллистические ракеты, стали неотъемлемой частью военно-морского флота двух мировых держав — США и СССР. Первые советские субмарины, изначально спроектированные для оснащения подобным оружием, из-за его небольшой дальности были вынуждены выходить на боевое дежурство непосредственно к берегам вероятного противника, в первую очередь Соединенных Штатов. Не была исключением и К-129, входившая в состав 15-й эскадры, базировавшейся в поселке Рыбачий на Камчатском полуострове.

В свой очередной поход такого рода, оказавшийся последним, лодка вышла ранним утром 24 февраля 1968 года. Она вновь оказалась в Тихом океане во многом случайно: из предыдущего патрулирования корабль вернулся лишь за полтора месяца до этой даты, однако был вынужден заменить вышедшую из строя аналогичную субмарину. Оказавшись в открытом море, К-129 и 98 (по другим данным — 89) человек экипажа произвели пробное погружение, отчитались о его успехе и отправились дальше в режиме радиомолчания. В следующий раз на связь подлодка должна была выйти 8 марта после прохождения 180-го меридиана, международной линии перемены дат. Однако ни 8 марта, ни в последующие дни дежурные в Центральном командном пункте ВМФ сигнала от К-129 не дождались.

Поиски

Активные поиски исчезнувшей субмарины советский флот начал лишь спустя две недели, но все усилия огромной эскадры кораблей успехом не увенчались. Слишком большим был вероятный район катастрофы, а никаких средств слежения за кораблем, которые могли бы пролить дополнительный свет на его судьбу, у СССР не было. Зато они были у США.

В 1950-е годы Соединенные Штаты начали масштабные работы по развертыванию гидроакустической системы SOSUS. В разных частях Мирового океана на предполагаемых маршрутах патрулирования советских подводных ракетоносцев были установлены многочисленные донные микрофонные решетки, главной задачей которых было «слушать» море в попытке обнаружить шум лодочных двигателей. Обратив внимание на необычную суету тридцати с лишним советских кораблей в северной части Тихого океана, американцы предположили, что подобная активность может быть связана с утерей одной из подлодок, после чего обратились к данным SOSUS.

Красными точками отмечены противолодочные рубежи, на которых была развернута система SOSUS

Акустические станции системы, разумеется, имелись и в районе исчезновения К-129. Проанализировав накопленные данные, американские специалисты, по их заявлению, действительно зафиксировали некий «звук одиночного взрыва» в условном пятне площадью 30 квадратных миль совсем рядом со 180-м меридианом, в 1230 километрах от Камчатки и в 1100 километрах к северу от атолла Мидуэй. Пока советские корабли безуспешно искали иголку в стоге сена, у США появилась информация о конкретном участке, где могла произойти трагедия. Судя по этим данным, К-129 погибла 7 марта, за день до планируемого пересечения линии перемены дат.

В июле 1968 года, спустя четыре месяца после пропажи К-129, ВМФ США начал первую секретную операцию, получившую название Sand Dollar («Песчаный доллар»). Со знаменитой гавайской базы Перл-Харбор в определенный по данным SOSUS район отправилась уникальная подлодка USS Halibut («Палтус»), предназначенная для проведения специальных операций. Она была буквально напичкана самым современным на то время океанографическим оборудованием, включая сонары, водолазные камеры и подводный аппарат с видео- и фотокамерами. Несколько недель тщательных подводных исследований принесли свои плоды. В августе 1968 года останки К-129 были обнаружены.

Лодка лежала на глубине чуть более 5 километров. В районе кормовой части рубки наблюдалась большая вертикальная трещина, были сильно повреждены и ракетные шахты. USS Halibut в ходе своей экспедиции сделала более 20 тыс. снимков погибшего корабля, после чего вернулась на базу, а в кабинетах штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли закипела аналитическая работа.

Что произошло с К-129, установить до конца так и не удалось. Американцы полагали, что причиной катастрофы стало нештатное срабатывание двигателей находившихся на борту ракет Р-21. Официальной советской версией стало проваливание субмарины на запредельную глубину погружения из-за неисправности клапана в РДП — устройстве работы двигателя под водой, условно говоря, в трубе типа шноркеля, обеспечивавшей забор воздуха, необходимого для работы дизельного двигателя корабля. Многие же моряки ВМФ СССР при этом убеждены, что трагедию вызвало столкновение К-129 с преследовавшей ее американской подлодкой.

Спустя неделю после исчезновения советского ракетоносца на японскую военно-морскую базу Йокосука прибыла американская субмарина USS Swordfish («Рыба-меч»). Вскоре в одной из местных газет появилась фотография, на которой заметны некоторые повреждения в районе рубки корабля. Советские моряки уверены, что появились они в результате столкновения (скорее всего, непреднамеренного) с К-129.

Такого рода инциденты действительно не были редкостью в ходе холодной войны. Подводные лодки США и СССР, увлекаясь преследованием друг друга, порой сближались на критические расстояния. Однако могла ли американская «Рыба-меч» нанести такие катастрофические повреждения советскому кораблю, отделавшись (по крайней мере визуально) лишь погнутым перископом, остается дискуссионным вопросом. Согласно официальной версии, USS Swordfish столкнулась с айсбергом, находясь в паре тысяч морских миль от места гибели К-129.

Тем временем изучение снимков, сделанных USS Halibut, продолжалось около года. В 1970-м на совещании министра обороны США Мэлвина Лэйрда, советника по национальной безопасности Генри Киссинджера и оставшихся безымянными экспертов ЦРУ и ВМФ страны было принято решение попытаться поднять погибшую субмарину. Приз был сладок: интерес представляла и сама ее конструкция, и находившиеся на борту оружие, системы радиосвязи, шифрования, целеуказания, навигационные комплексы.

Здесь необходимо отметить: Советский Союз к этому моменту так официально и не признал потерю лодки. Соответственно, согласно букве закона, американцы имели полное право распорядиться ее останками, как они сочтут нужным. Найденный на дне Тихого океана корабль считался бесхозной собственностью, и даже назвать его братским воинским захоронением было нельзя. Извечный советский комплекс с отказом обнародовать собственные провалы и неудачи в конечном итоге позволил США воплотить в жизнь не имевший аналогов морской инженерный проект, получивший кодовое название «Азориан».

Проект Azorian

После разработки теоретического плана в ноябре 1972 года США приступили к его практической реализации. На двух расположенных в разных концах страны судоверфях независимо друг от друга были заложены уникальные судна, с помощью которых и предполагалось осуществить операцию по подъему К-129.

Главное из них получило название Hughes Glomar Explorer. Для создания правдоподобной легенды, обосновавшей бы его длительное нахождение в одной точке Тихого океана, и отвода советских глаз ЦРУ обратилось к услугам эксцентричного миллиардера Говарда Хьюза, прославившегося не только странным поведением в последние годы жизни, но и своими порой революционными инженерными начинаниями. К тому же его компании были крупными подрядчиками Пентагона. Хьюз согласился быть ширмой всего проекта «Азориан». Согласно официальной версии, Hughes Glomar Explorer был предназначен для глубоководного бурения, а целью его был поиск перспективных железомарганцевых конкреций под океанским дном. Авторитет и репутация Хьюза были столь велики, что после презентации проекта многие конкурирующие компании всерьез заинтересовались аналогичной геологоразведкой.

Hughes Glomar Explorer, по сути, был замаскирован под плавучую буровую платформу, центр которой был увенчан гигантской металлической вышкой. Под ней находился так называемый «Лунный бассейн» длиной 60 метров — фактически огромная камера, куда и должна была быть тайно поднята К-129. При этом вся 100-метровая подлодка по объективным причинам туда бы не влезла, то есть американцы изначально рассчитывали лишь на подъем ее носовой и центральной частей, где находилось самое ценное с их точки зрения оборудование.

Вторым кораблем был самоходный док НСС-1, получивший прозвище «Клементина». Его дно раздвигалось, после чего в действие вступали клещи-захваты.

В общем схема операции была следующей. «Клементина», подойдя к «Эксплореру», погружалась под воду и заходила в «Лунный бассейн» материнского судна. Затем последнее отправлялось на место катастрофы, где зависало над ним. При этом крайне важно было обеспечивать устойчивость комплекса: волнение океана не должно было помешать подъему с глубины в 5 километров многотонного груза. Для этого американские инженеры разработали специальную систему с целым набором двигателей, причем позиционирование «Эксплорера» осуществлялось с помощью спутниковой сети точной ориентации «Транзит-С». Ее использование позволяло удерживать платформу над лодкой с точностью до 10 сантиметров.

Путешествие Hughes Glomar Explorer к району гибели К-129 заняло без малого год. Оказавшись летом 1974 года на месте, корабль начал погружение «Клементины» на дно с помощью постоянно удлинявшейся колонны стальных труб — примерно таким образом, каким осуществляется и глубоководное бурение. В общей сложности требовалось собрать почти 300 таких сегментов, сформировав 5-километровую систему, к которой к тому же необходимо было подвесить затонувшую субмарину.

СССР, конечно, не мог не обратить внимание на странные события, происходившие в богом забытом районе Тихого океана. Несмотря на прошедшие со дня катастрофы шесть лет, советские моряки не забыли загадочного исчезновения К-129 в 1968-м. В штабе ВМФ созрела версия, что за геологоразведкой, проводимой Хьюзом, скрывается нечто большее. К месту дислокации Hughes Glomar Explorer было отправлено сразу несколько судов, среди которых был и корабль измерительного комплекса «Чажма». Вертолет, имевшийся на его борту, неоднократно облетал американскую платформу, но кроме подозрительной активности на борту ничего более конкретного зафиксировать не смог. В Советском Союзе просто не верили в то, что операция по подъему подлодки с такой глубины технически возможна в принципе.

А возможна она была, хотя и назвать проект «Азориан» полностью успешным сложно. В 2010 году ЦРУ рассекретило доклад, посвященный ходу и итогам операции, однако в его тексте самые любопытные фрагменты, касающиеся конкретных результатов проекта, по-прежнему остались под цензурой.

Тем не менее определенное представление о них составить можно. Участники проекта в своих интервью СМИ и документалистам рассказали, что целью Hughes Glomar Explorer была 48-метровая носовая часть К-129. «Клементина» успешно захватила ее своими клещами, но в процессе подъема на поверхность значительная часть этого фрагмента отломилась и рухнула обратно на дно. Судя по всему, в распоряжении США остался лишь относительно небольшой 12-метровый участок субмарины.

Что конкретно находилось внутри него, до сих пор неизвестно. Точно можно говорить лишь о двух ядерных торпедах и телах шести советских моряков. Спустя некоторое время американцы перезахоронили их в соответствии с обычаем в море, накрыв флагом ВМФ СССР и под звуки советского гимна. Видеозапись церемонии была передана российским властям уже после распада Союза.

Первые детали проекта «Азориан» стали известны прессе еще в 1975 году, но до сих пор он полностью не рассекречен. Загадкой остается и настоящая причина гибели в Тихом океане подлодки К-129 и 98 советских моряков. За этой трагедией скрывается инженерная операция, в которой человечество в очередной раз испытало возможности своего разума. Эксперимент обошелся США в шесть лет работы и почти $4 млрд. Такова цена лишь одного — и не самого яркого — эпизода той холодной войны.

Мемориал памяти подводников «К-129» в гарнизоне Вилючинск

Список экипажа К-129

1 Командир ПЛ капитан 1 ранга КОБЗАРЬ Владимир Иванович

2 СПК ПЛкапитан 2 ранга ЖУРАВИН Александр Михайлович

3 Помощник командира ПЛкапитан 3 ранга МОТОВИЛОВ Владимир Артемьевич

4 Заместитель командира по политической части капитан 3 ранга ЛОБАС Федор Ермолаевич

5 командир БЧ-1капитан-лейтенант ПИКУЛИК Николай Иванович

6 Командир БЧ-2 капитан 3 ранга ПАНАРИН Геннадий Семенович

7 Командир БЧ-3 капитан 3 ранга КОВАЛЕВ Евгений Григорьевич

8 Командир БЧ-5 капитан 3 ранга ОРЕХОВ Николай Николаевич

9 Начальник РТС старший лейтенант ЖАРНАКОВ Александр Федорович

10 Корабельный врач майор м/с ЧЕРЕПАНОВ Сергей Павлович

11 Командир электронавигационной группы лейтенант ДЫКИН Анатолий Петрович

12 Командир группы управления БЧ-2 капитан-лейтенант ЗУЕВ Виктор Михайлович

13 Командир моторной группы БЧ-5 капитан-лейтенант ЕГОРОВ Александр Егорович

14 Командир группы ОСНАЗ старший лейтенант МОСЯЧКИН Владимир Алексеевич

15 Командир отделения электриков 337-го экипажа главный старшина АБРАМОВ Николай Дмитриевич

16 Командир отделения гидроакустиков с ПЛ «К-163» старшина 2 статьи АНДРЕЕВ Алексей Васильевич

17 Радиотелеграфист матрос АРХИПОВ Анатолий Андреевич

18 Командир отделения электриков старшина 2 статьи БАЖЕНОВ Николай Николаевич

19 Старший электрик-оператор БЧ-2 старший матрос БАЛАШОВ Виктор Иванович

20 Машинист трюмный 453-го экипажа матрос

БАШКОВ Георгий Иванович

21 Химик-санитар старшина 2 статьи БАХИРЕВ Валерий Михайлович

22 Старший электрик старший матрос БОЖЕНКО Владимир Алексеевич

23 Старшина команды рулевых-сигнальщиков мичман БОРОДУЛИН Вячеслав Семенович

24 Моторист матрос ВАСИЛЬЕВ Александр Сергеевич

25 Командир отделения мотористов старшина 2 статьи ГООГЕ Петр Иванович

26 Электрик матрос ГОСТЕВ Владимир Матвеевич

27 Командир отделения управления БЧ-2 старшина 2 статьи ГУЩИН Николай Иванович

28 Специалист СПС 337-го экипажа старшина 2 статьи ГУЩИН Геннадий Федорович

29 Электрик матрос ДАСЬКО Иван Александрович

30 Старший электрик-механик 453-го экипажа матрос ДУБОВ Юрий Иванович

31 Электрик матрос ДЕГТЯРЕВ Анатолий Афанасьевич

32 Старший моторист старший матрос ЗВЕРЕВ Михаил Владимирович

33 Радиометрист матрос ЗУБАРЕВ Олег Владимирович

34 Старшина команды трюмных машинистов главный старшина ИВАНОВ Валентин Павлович

35 Моторист матрос КАБАКОВ Анатолий Семенович

36 Ученик штурманского электрика матрос КАСЬЯНОВ Геннадий Семенович

37 Старший рулевой-сигнальщик с ПЛ «К-163» старший матрос КАРАБАЖАНОВ Юрий Федорович

38 Старшина команды подготовки и пуска БЧ-2 старшина 1 статьи КНЯЕВ Алексей Георгиевич

39 Старший трюмный машинист старший матрос КОБЕЛЕВ Геннадий Иннокентьевич

40 Радиотелеграфист матрос КОЗИН Владимир Васильевич

41 Торпедист 453-го экипажа матрос КОЗЛЕНКО Александр Владимирович

42 Моторист-стажер 453-го экипажа матрос КОЛБИН Владимир Валентинович

43 Торпедист матрос КОСТЮШКО Владимир Михайлович

44 Старший гироскопист БЧ-2 матрос КОРОТИЦКИХ Виктор Васильевич

45 Старшина команды электриков 337-го экипажа мичман

КОТОВ Иван Тимофеевич

46 Старший радиометрист матрос КОШКАРЕВ Николай Дмитриевич

47 Моторист матросКРАВЦОВ Геннадий Иванович

48 Старший электрик штурманский старший матрос КРИВЫХ Михаил Иванович

49 Радиотелеграфист-стажер 453-го экипажа матрос КРУЧИНИН Олег Леонидович

50 Машинист - трюмный матрос КРЮЧКОВ Александр Степанович

51 Командир отделения мотористов 453-го экипажа старшина 1 статьи КУЗНЕЦОВ Александр Васильевич

52 Командир отделения гидроакустиков старший матрос КУЛИКОВ Александр Петрович

53 Ученик штурманского электрика старшина 2 статьи КУЧИНСКИЙ Александр Иванович

54 Старший кок-инструктор главный старшина ЛАБЗИН Виктор Михайлович

55 Командир отделения бортовых приборов БЧ-2 старшина 2 статьи ЛИСИЦЫН Владимир Владимирович

56 Командир отделения рулевых-сигнальщиков старшина 2 статьи ЛАПСАРЬ Петр Тихонович

57 Старший гидроакустик матрос ЛОХОВ Виктор Александрович

58 Командир отделения электриков торпедных старшина 2 статьи МАРАКУЛИН Виктор Андреевич

59 Старший кок старший матрос МАТАНЦЕВ Леонид Владимирович

60 Командир отделения радиотелеграфистов 453-го экипажа старший матрос МИХАЙЛОВ Тимур Тархаевич

61 Командир отделения радиометристов с ПЛ «К-163» старший матрос НАЙМУШИН Анатолий Сергеевич

62 Командир отделения радиотелеграфистов старшина 2 статьи НЕЧЕПУРЕНКО Валерий Степанович

63 Старший торпедист 453-го экипажа матрос НОСАЧЕВ Валерий Георгиевич

64 Рулевой-сигнальщик матрос ОВЧИННИКОВ Виталий Павлович

65 Моторист матрос ОДИНЦОВ Иван Иванович

66 Электрик матрос ОЖИМА Александр Никифорович

67 Моторист матрос ОСИПОВ Сергей Владимирович

68 Командир отделения электриков старшина 2 статьи ОЩЕПКОВ Владимир Григорьевич

69 Старший моторист -трюмный (стажер) 453-го экипажа матрос ПЕСКОВ Евгений Константинович

70 Старший гидроакустик 453-го экипажа матрос ПИЧУРИН Александр Александрович

71 Ученик радиотелеграфиста с ПЛ «К-116» матрос ПЛАКСА Владимир Михайлович

72 Командир отделения мотористов старшина 2 статьи ПЛЮСНИН Виктор Дмитриевич

73 Старший электрик матрос ПОГАДАЕВ Владимир Алексеевич

74 Ученик трюмного машиниста матрос ПОЛЯКОВ Владимир Николаевич

75 Командир отделения трюмных машинистов старшина 2 статьи ПОЛЯНСКИЙ Александр Дмитриевич

76 Моторист матрос РЕДКОШЕЕВ Николай Андреевич

77 Моторист-стажер 453-го экипажа матрос РУДНИК Анатолий Иванович

78 Командир отделения трюмных машинистов старшина 2 статьи САВИЦКИЙ Михаил Селиверстович

79 Командир отделения старта БЧ-2 старшина 2 статьи САЕНКО Николай Емельянович

80 Электрик с ПЛ «К-75» матрос СОКОЛОВ Владимир Васильевич

81 Старший трюмный машинист старший матрос СОРОКИН Владимир Михайлович

82 Старшина команды РТС мичман СПРИШЕВСКИЙ Владимир Юлианович

83 Старший электрик-механик 453-го экипажа старшина 2 статьи СУРНИН Валерий Михайлович

84 Старший моторист старший матрос ТЕЛЬНОВ Юрий Иванович

85 Старшина команды радиотелеграфистов мичман ТЕРЕШИН Виктор Иванович

86 Рулевой-сигнальщик 453-го экипажа матрос ТРИФОНОВ Сергей Николаевич

87 Рулевой-сигнальщик 453-го экипажа матрос ТОКАРЕВСКИЙ Леонид Васильевич

88 Электрик матрос ТОРСУНОВ Борис Петрович

89 Электрик матрос ТОЩЕВИКОВ Александр Николаевич

90 Старшина команды электриков штурманских старшина 2 статьи ХАМЕТОВ Мансур Габдулхакович

91 Старшина команды радиотелеграфистов ПЛ К-14 таршина 1 статьи ХВАТОВ Александр Владимирович

92 Кок с ПЛ» К-99» матрос ЧЕРНИЦА Геннадий Викторович

93 Командир отделения радиотелеграфистов старшина 2 статьи ЧИЧКАНОВ Анатолий Семенович

94 Командир отделения торпедистов БЧ-3 старшина 2 статьи ЧУМИЛИН Валерий Георгиевич

95 Старший моторист матрос ШИШКИН Юрий Васильевич

96 Старший моторист 453-го экипажа старшина 1 статьи ШПАК Геннадий Михайлович

97 Старший электрик-оператор БЧ-2 матрос ШУВАЛОВ Анатолий Сергеевич

98 Трюмный машинист старший матрос ЯРЫГИН Александр Иванович