Гибель подлодки "М-256" в 1957
История создания подводной лодки М-256
"Малютка" – так ласково называли подводники субмарины малого водоизмещения серии "М". Всего в СССР были построены 29 "малюток" проекта А615 и одна, опытная, – проекта 615. Лодка состояла из семи отсеков и имела шесть балластных цистерн; концевые цистерны были кингстонными – имели клапаны, которые перекрывали доступ в корабельную систему, сообщающуюся с забортной водой.
Энергоустановка на подводной лодке называлась витиевато – ЕДХПИ (единый двигатель с химпоглотителем известковым). Для работы двигателей под водой использовался жидкий кислород. Два отсека, пятый и шестой, были дизельными – в них располагались три работающих по замкнутому циклу дизеля. Лодка – трехвальной, на среднем валу устанавливался электродвигатель экономхода. Имелась также аккумуляторная батарея, расположенная во втором отсеке.
Локальный взрыв и пожар на подлодке М-256
Утром 26 сентября 1957 года М-256 под командованием капитана Юрия Вавакина, отдав швартовы, вышла в море. В 14:00, во время испытаний нового оборудования на глубине 70 метров, в дизельном отсеке произошел локальный взрыв и, как следствие, – пожар. При этом никаких докладов на центральный пост не поступило.
Возникновение пожара в кормовых отсеках подводной лодки подводники определили по густому черному дыму, который заполнил центральный пост через переговорный трубопровод. В 15:24 командир приказал передать сигнал бедствия.
Попытка открыть дверь на переборке четвертого отсека из центрального поста оказалась безуспешной. Уже после подъема М-256 на комингсе двери (участке нижней части переборки) было обнаружено обгоревшее до неузнаваемости тело подводника, который задраил переборку и не дал вырваться пламени в центральный отсек. По-видимому, это был главный старшина Василий Нестеров.
Пожар поддерживался выделением из кислородной цистерны газообразного кислорода и мог продолжаться очень долго. Ситуация складывалась критическая.
Усиление пожара и угроза взрыва кислорода
Температура переборки четвертого отсека постоянно повышалась. Это означало только одно: пожар усиливается. По-другому и быть не могло – в кислородной цистерне было не менее шести тонн жидкого кислорода. Получалось что-то вроде доменной печи. Личный состав четвертого и пятого отсеков на вызовы из центрального поста не отвечал.
Из первого, второго и седьмого отсеков доложили, что состояние подводников нормальное, но в отсеки незначительно поступают газы. Для уточнения обстановки командир корабля Юрий Вавакин с командиром боевой части мотористов (БЧ-5) старшим лейтенантом Юрием Ивановым попытались через кормовые отсеки войти в пятый, но не смогли этого сделать из-за продолжавшегося пожара. Было очевидно, что все семь человек, находившихся в четвертом и пятом отсеках, погибли.
Как команда М-256 боролась за жизнь и спасала лодку
Подводная лодка всплыла в надводное положение и встала на якорь в трех милях севернее полуострова Вимси. Глубина под килем составляла 86 метров. Шторм достигал 6-7 баллов, но личный состав был выведен на верхнюю палубу. Выбора не оставалось: прочный корпус внутри корабля был загазован, свет погас.
Командир БЧ-5 прошел в кормовую часть надстройки. Открыв входной люк седьмого отсека, Иванов надел индивидуальный дыхательный аппарат и спустился в прочный корпус. Там еще оставались люди.
В пятом отсеке по-прежнему бушевал пожар, все ближе подбираясь к кислородной цистерне. Взрыв казался неминуемым: чтобы как-то смягчить его последствия, Иванов распорядился оставить открытыми переборочные двери между шестым и седьмым отсеками, а также газоотводы в шестом. Вода начала заливать отсеки через открытые газоотводы. Остались открытыми и кингстоны кормовых отсеков.
Помощь спасательных судов
Между тем к терпящей бедствие субмарине подошло спасательное судно "Чугуш". Было принято решение завести буксир и буксировать лодку на базу. Носовая швартовая команда во главе с лейтенантом Вячеславом Розановым надела спасательные жилеты и, привязавшись бросательными концами к леерному ограждению, попыталась принять бросательный конец со спасателя. После несколько попыток все же удалось подать проводник, но при заводке буксирного троса он оборвался и намотался на винт спасателя. Судно осталось без хода.
Вскоре в прочном корпусе лодки выгорели сальники забортных отверстий, и через них начала интенсивно поступать забортная вода. Увеличился дифферент на корму.
К месту аварии подошел эсминец "Стойкий". Капитан Вавакин передал семафором на эсминец просьбу снять людей с борта лодки, так как опасался взрыва. Получив семафор, эсминец вместо того, чтобы подойти и начать спасать людей, наоборот, отошел на 25 кабельтовых и продолжил переписку семафором.
Через некоторое время на горизонте появились силуэты базового тральщика и подводной лодки 613-го проекта — они тоже спешили на помощь.
Тем временем на "малютке" пропало аварийное освещение, и она полностью обесточилась. В 18:44 подводная лодка М-256 с большим дифферентом на корму в течение 10-15 секунд погрузилась на грунт – на глубину 62 метра.
Команда М-256 погибла почти полностью
Находившиеся в ограждении рубки моряки, успевшие всплыть на поверхность, оказались в штормовом холодном море. Отравленные газами и замерзшие на ветру в ожидании спасения, долго продержаться они не могли.
С кораблей летели спасательные круги, плотики, но все это подхватывалось штормовыми волнами и уносилось в море. Бездействовал лишь эскадренный миноносец "Стойкий" со своими катерами и шлюпками, которые он так и не спустил на воду для спасения людей.
Страшной была смерть пятерых моряков носовой швартовой команды. Они не успели отвязаться от леерного ограждения и вместе с лодкой ушли на дно. Из 42 членов экипажа удалось спасти семерых подводников.
Подготовка подъема подлодки М-256
Подъем М-256 осуществляло спасательное судно "Коммуна" — катамаран постройки 1915 года, поднявший к тому времени не одну подлодку. Уже через несколько дней после гибели М-256 "Коммуна" прибыла на место, и на ней началась подготовка к подъему затонувшей субмарины.
Вскоре на борт спасателя прибыл главный конструктор проекта А-615 Абрам Самуилович Кассациер. В кают-компании "Коммуны" конструкторы и судостроители развернули штаб для координации действий с моряками. Ознакомившись с общей картиной трагедии, Кассациер предложил повременить с подъемом лодки, а затем производить его осторожно, так как вероятность взрыва цистерны жидкого кислорода была еще не исключена.
В начале октября было принято решение о начале судоподъемных работ. Начались водолазные спуски. Когда водолазы опустились на лодку, то увидели раскачивающиеся на леерном ограждении тела подводников швартовой команды, о чем немедленно доложили наверх. Сверху последовало распоряжение обрезать концы, на которых висели погибшие подводники. Сейчас, мол, не до этого – мертвые никуда не денутся, поднимут потом. Но потом никого уже не нашли…
Как поднимали подлодку М-256
Подъем осуществлялся в несколько этапов. На первом этапе над местом гибели подлодки встала "Коммуна". Были опущены гини и закреплены на корпусе М-256. Лодку осторожно приподняли со дна, и так, в подвешенном состоянии, с помощью "Коммуны" доставили на базу в Таллин. В таком положении ее продержали 30 суток. Эта пауза была вызвана опасностью взрыва кислородной цистерны. По расчетам Кассациера, за это время кислород из цистерны должен был стравиться в воду.
По истечении этого срока "Коммуна" с подвешенной на гинях субмариной встала у Северного мола. Водолазы завели два "полотенца" под корпус М-256. Следующим этапом был подъем лодки на поверхность, который продолжался несколько дней.
После откачки воды из отсеков началось их вскрытие. Спецкоманда спустилась в боевую рубку, освободила нижний рубочный люк от застрявшего там тела подводника и зафиксировала люк в открытом положении. Начался поиск и вынос из отсеков останков погибших моряков. Их перенесли на стоявший рядом эсминец, после чего он с приспущенным флагом ушел в Кронштадт.
Выводы правительственной комиссии
Государственная комиссия по расследованию катастрофы на М-256, председателем которой был генерал армии А. И. Антонов, отметила две ошибки в действиях командования корабля.
Во-первых, решение командира БЧ-5 Юрия Иванова о разгерметизации кормовых отсеков и сообщении их — через шестой отсек — с забортным пространством.
Во-вторых, командиром дивизиона не было принято решение дрейфовать подводную лодку на береговую отмель.
Комиссия отметила также пассивность прибывших к месту спасения кораблей – они опасались взрыва и не подходили близко. Помощь подводной лодке они фактически не оказали, личный состав с нее не сняли.
Причину возникновения пожара установить так и не удалось. Сошлись на версии, что все произошло из-за неисправности электрооборудования. Не отвергала комиссия и версии, что пожар возник из-за изменения состава газовой среды при работе дизеля по замкнутому циклу. Никаких оргвыводов сделано не было.
Имена погибших членов экипажа М-256
- Алексеев Владимир Савельевич — старшина 2-й ст.
- Андреев Валентин Сергеевич — матрос
- Арнаутов Виктор Васильевич — старшина 2-й ст.
- Белоглазов Александр Сергеевич — матрос
- Бриллиантов Олег Владимирович — старший лейтенант
- Вавакин Юрий Степанович — капитан 3-го ранга
- Виклов Петр Семенович — матрос
- Геращенко Николай Степанович — матрос
- Гирич Станислав Васильевич — матрос
- Головенкин Альберт Максимович — старшина 2-й ст.
- Дибривный Владимир Петрович — старшина 2-й ст.
- Жаналин Ермухаммед — старший матрос
- Зайцев Борис Григорьевич — матрос
- Иванов Михаил Васильевич — старшина 2-й ст.
- Иванов Николай Иванович — старшина 2-й ст.
- Иванов Юрий Георгиевич — старший лейтенант
- Ивонинский Петр Алексеевич — матрос
- Измайлов Рауф Измайлович — матрос
- Кривошлык Леонид Алексеевич — старшина 2-й ст.
- Корзиков Олег Павлович — старшина 2-й ст.
- Крахмальный Николай Трофимович — матрос
- Князев Александр Кириллович — матрос
- Корсаков Евгений Федорович — матрос
- Малый Василий Акимович — старшина 2-й ст.
- Мингулин Юрий Степанович — капитан 3-го ранга
- Мовчан Григорий Николаевич — ст. матрос
- Наместников Валерий Николаевич — матрос
- Нестеров Василий Иванович — гл. старшина
- Никишин Алексей Семенович — матрос
- Поздняков Виталий Ефимович — старшина 2-й ст.
- Розанов Вячеслав Иванович — лейтенант
- Сергиенко Василий Алексеевич — матрос
- Сидоренко Иван Сергеевич — старший лейтенант
- Федотов Евгений Георгиевич — капитан 1-го ранга
- Фишер Владимир Семенович — старшина 2-й ст.