День части/образование/формирование
April 12, 2023

ТАРКР «Киров» («Адмирал Ушаков»)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Тяжелого атомного ракетного крейсера "КИРОВ" ("Адмирал Ушаков")

27 марта 1974 года произведена закладка Краснознаменного тяжелого атомного ракетного крейсера "КИРОВ" на Балтийском судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе. Предшественник корабля - Краснознаменный крейсер "КИРОВ" ДК БФ.

В августе 1976 года началось формирование экипажа.

27 декабря 1977 года в 13 часов 53 минуты корабль спущен на воду.

С 20 по 27 сентября 1978 года экипаж корабля двумя эшелонами убыл из Североморска в г. Ленинград.

27 июля 1979 года запущен 1-й котел.

14 января 1980 года начато плановое швартовое испытание.

29 марта 1980 года экипаж вселился на корабль.

18 апреля 1980 года в 16 часов 35 минут произведен физический пуск кормового реактора.

20 апреля 1980 года в 13 часов 39 минут произведен физический пуск носового реактора.

21 апреля 1980 года даны пробные обороты.

23 мая 1980 года под флагом заместителя ГК ВМФ адмирала Бондаренко А.Г. в 13 часов 25 минут дали ход.

29 июля 1980 года в торжественной обстановке командир Краснознамённой Ленинградской Военно-морской Базы герой Советского Союза адмирал Михайловский А.П. вручил экипажу крейсера Военно-Морской Флаг.

19 сентября 1980 года начаты государственные испытания. Председатель правительственной комиссии - адмирал Бондаренко Г.А.

30 декабря 1980 года подписан акт о приеме корабля в состав ВМФ.

В соответствии с Приказом Командующего КСФ от 03.02.1981 года ТАРКР "КИРОВ" вошел в состав 120-й бригады ракетных кораблей 7-й Оперативной эскадры Краснознаменного Северного Флота.

12 апреля 1981 года произведен торжественный подъем Краснознамённого Военно-Морского Флага с вручением ордена Боевого Красного знамени.

С 22 декабря 1983 года по 25 февраля 1984 года корабль выполнял задачи боевой службы в Средиземном море. Оценка "ОТЛИЧНО".

С 04 по 23 октября 1986 года корабль выполнял боевое распоряжение Начальника Штаба КСФ: совершен дальний поход с целью оказания помощи аварийной апл К-219. Руководил походом Командующий Северным Флотом, адмирал Капитанец И.М.

С 09 августа 1987 года по 04 ноября 1988 года произведен текущий ремонт на СРЗ-35.

07 апреля 1989 года в 18 часов 08 минут, находясь в Мотовском заливе, корабль принял на борт Первого заместителя Командующего КСФ вице-адмирала Касатонова И.Г., группу офицеров Штаба Флота, второй экипаж АПЛ "К-278". Корабль со скоростью 30 узлов вышел на спасение терпящей бедствие АПЛ "КОМСОМОЛЕЦ".

01 декабря 1989 года в 11 часов 00 минут крейсер вышел на выполнение задач боевой службы в районе Средиземного моря.

25 января 1990 года, в связи с неисправностью носового реактора, в соответствии с Приказом КСФ, крейсер снялся с якоря в точке №-52 Средиземного моря для дальнейшего перехода в пункт постоянного базирования.

17 февраля корабль вернулся с боевой службы в г. Североморск.

26 июля 1992 года, в 10 часов 00 минут в торжественной обстановке был спущен Военно-Морской Флаг СССР и поднят Андреевский Флаг России.

06 октября 1992 года ТАРКР "КИРОВ" переименован в ТАРКР "АДМИРАЛ УШАКОВ" в соответствии с Приказом Командующего СФ от 06.10.1992 года на основании Указа Президента РФ.

13 января 1999 года Государственная Дума ФС РФ приняла Постановление №-3492-11 "О необходимости сохранения ТАРКР "АДМИРАЛ УШАКОВ" в боевом составе ВМФ.

С 14 по 17 сентября 1999 года корабль был отбуксирован в г. Северодвинск и поставлен к причалу на ФГУП ГМП "ЗВЕЗДОЧКА" для последующего ремонта и модернизации.

14 октября 1999 года Совет Федерации принял Постановление №-421-СФ «О сохранении в боевом составе Военно-Морского Флота тяжелого атомного ракетного крейсера "АДМИРАЛ УШАКОВ"

С 17 сентября 1999 года корабль находиться на территории ГМП «ЗВЁЗДОЧКА» в ожидании ремонта.

07 мая 2001 года на основании Директивы НШ КСФ от 29.03.2001 года, корабль вошел в подчинение 16 брсркр

В соответствии с Директивой ГК ВМФ от 20 июля 2002 года ТАРКР «АДМИРАЛ УШАКОВ» исключен из состава ВМФ РФ.

В соответствии с Приказом ГК ВМФ 2001 года № 75, 2002 года, Приказом командира Беломорской ВМБ от 13 июня 2004 года, Приказом командира 16 бсрк от 15 июля 2004 года корабль переименован в «Тяжелый атомный ракетный крейсер бортовой номер 090»

В соответствии ДГШ от 18.12.2009 г., года войсковая часть корабля переформирована в 48 экипаж корабля (выведенный из боевого состава ВМФ) «Тяжелого атомного ракетного крейсера бортовой номер 090».

Крейсер является первым надводным кораблём такого класса крейсеров.

Основные назначения крейсера, в соответствии с нашей оборонительной доктриной - придание боевой устойчивости соединениям надводных кораблей. Водоизмещение крейсера – 24100 т., длинна – 252 м., ширина 28 м., осадка - 11 м.;

Мореходность и дальность плавания не ограниченные. Скорость хода 30 узлов. Основное вооружение корабля ракеты класса "корабль-корабль". Дальность стрельбы этими ракетами примерно равна 500 км. Корабль оснащен зенитно-ракетными комплексами 2-х типов:

  • для уничтожения воздушных целей с дальностью стрельбы примерно 18 км.,
  • для уничтожения воздушных целей с дальностью стрельбы примерно 70 км.

Все ракетные комплексы в под палубном исполнении.

Из артиллерийских установок:

  • 8 артиллерийских установок малого калибра АК - 630;
  • 2 одноорудийных установки среднего калибра 100мм АК – 100.

Противолодочное оружие ивооружение корабля разнообразно. Для поиска и обнаружения ПЛ корабль оснащен подкильной и буксируемой гидроакустическими станциями.

На палубе находится 2-х контейнерная установка для стрельбы противолодочными ракето - торпедами с дальностью стрельбы примерно 50 км. В носовой части корабля 12-ти ствольный реактивный бомбомёт; по бортам по одному 6-тиствольному бомбомёту; 2 четырёх трубных торпедных аппарата, расположенных побортно.

Энергетическая установка состоит из 2-х реакторов и резервной котельной установки - 160 тыс.л.с. Электроэнергетическая установка корабля обеспечивает питанием, все потребители корабля. Энергетика настолько мощная, что крейсер практически способен обеспечивать электроснабжением такой город как Североморск, имеется система кондиционирования. Устройством крейсера предусмотрены активные успокоители качки в штормовых условиях. Корабль имеет две линии вала, 2 винта. Очень легок в управлении. Крейсер оснащен различными устройствами для приёма сухих и жидких грузов на ходу корабля. Они расположены побортно, а также в носовой части корабля.

Имеется 2крана для проведения погрузочно-разгрузочных работ. Для перевозки людей и грузов могут быть использованы вертолёты, 4 катера, 2 шлюпки. Весь экипаж корабля обеспечен как индивидуальными, так и коллективными средствами спасения.

Киров называли делегатским кораблём: В составе делегаций СФ принимали участие в работе съездов КПСС. командир на 25 съезде, зам - на 26.

НАГРАДЫ КОРАБЛЯ:

1982 г. Красным Знаменем Военного Совета КСФ "Лучшему надводному Кораблю".

1984 г. Вымпелом Министра Обороны "За мужество и воинскую доблесть".

КОМАНДОВАНИЕ КОРАБЛЯ

Командиры корабля:

26.10.1976 – 26.08.1984 капитан 1 ранга (контр-адмирал) КОВАЛЬЧУК Александр Сергеевич

26.08.1984 – 21.02.1989 капитан 1 ранга (контр-адмирал) ЛЕБЕДЕВ Сергей Владимирович

21.02.1989 – 20.07.1991 капитан 1 ранга (вице-адмирал) РОГАТИН Владимир Иванович

20.07.1991 – 28.01.1994 капитан 1 ранга (вице-адмирал) СУХАНОВ Леонид Викторович

28.01.1994 – 19.12.1996 капитан 1 ранга ШИРНИН Олег Анатольевич

19.12.1996 – 27.07.2000 капитан 1 ранга (вице-адмирал) ПОПОВ Сергей Борисович

11.12.2000 – 19.06.2004 капитан 1 ранга ФАДЕЕВ Александр Сергеевич

19.06.2004 – 04.04.2005 капитан 1 ранга КРАВЧЕНКО Павел Михайлович

04.04.2005 – 31.03.2010 капитан 1 ранга ЧЕРНЕНКО Андрей Леонидович

31.03.2010 – 29.04.2011 ВрИД капитан 2 ранга ОСИН Алексей Валентинович

29.04.2011 – н.в. капитан 2 ранга КОНОПЛЁВ Виталий Александрович

Старшие помощники командира:

08.07.1977 – 03.09.1982 капитан 2 ранга ТЕЛЬНОВ Михаил Михайлович

03.09.1982 – 12.09.1984 капитан 2 ранга ЛЕБЕДЕВ Сергей Владимирович

12.09.1984 – 23.07.1987 капитан 2 ранга КОЛЕСНИК Виктор Федорович

23.07.1987 – 21.02.1989 капитан 2 ранга РОГАТИН Владимир Иванович

21.02.1989 – 23.06.1989 капитан 2 ранга ТИТАРЕНКО Владимир Дмитриевич

23.06.1989 – 19.09.1992 капитан 2 ранга ПЕТРОВ Александр Андреевич

19.09.1992 – 19.06.1993 капитан-лейтенант ЦВИГУН Вадим Федорович

19.06.1993 – 28.01.1994 капитан 2 ранга ШИРНИН Олег Анатольевич

28.01.1994 – 19.12.1996 капитан 2 ранга ПОПОВ Сергей Борисович

13.01.1997 – 25.02.2000 капитан 2 ранга ЯРМОЛЮК Борис Александрович

16.05.2000 – 04.04.2005 капитан 2 ранга ЧЕРНЕНКО Андрей Леонидович

18.06.2005 – 01.08.2008 капитан 2 ранга ЛУКИН Матвей Александрович

01.08.2008 – 31.03.2010 капитан 2 ранга ТРЕБУХИН Илья Леонидович

08.04.2010 – по н.вр. капитан 3 ранга АНГЕЛЬСКИЙ Дмитрий Николаевич

Заместители командира по воспитательной работе:

14.12.1976 – 06.09.1982 капитан 2 ранга ПОПОВ Валентин Николаевич

06.09.1982 – 16.06.1987 капитан 2 ранга ОБУХОВ Валерий Михайлович

16.06.1987 – 25.06.1993 капитан 2 ранга ПУГАЧЕВ Александр Юрьевич

25.06.1991 – 03.03.1997 капитан 2 ранга СЕРГУЧЕВ Геннадий Владимирович

03.03.1997 – 28.10.2003 капитан 2 ранга МУХОСИМОВ Юрий Анатольевич

28.10.2003 – 31.03.2010 капитан 2 ранга ГАЙДУК Сергей Михайлович

16 апреля 2011 года произведен торжественный подъем Военно-морского флага посвященный 30–летию со дня рождения корабля.

История появления

В 1961 г. в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО "Лонг Бич". Это событие послужило толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля. Естественное развитие военно-морской техники также оказалось причиной того, что в 1964 году начались исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода.

Основой исследований явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах Мирового океана самостоятельно и в составе группировки, преимущественно с противолодочными задачами. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетической установкой водоизмещением 8000 тонн. Главным конструктором был назначен Б.Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных БПК типа "Комсомолец Украины". От Военно-морского флота главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту стал капитан 2 ранга А. Савин.

Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С. Горшкова. Тем не менее проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать всё новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей её части. В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ). При этом Главком потребовал размещения на корабле резервной ЭУ на органическом топливе.
При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей её глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. д.

Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость. Было учтено также то, что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противокорабельными ракетами. Таким образом, облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность, и он получил окончательное наименование - атомный ракетный крейсер.

В 1973 г. его проектирование было завершено, а весной следующего года состоялась закладка. От первого легкого крейсера советской постройки, оставившего заметный след в истории нашего ВМФ, головной крейсер унаследовал наименование “Киров” (с 1992 г. “Адмирал Ушаков”). Его постройка велась медленно и не очень ритмично.

Головной корабль был спущен на воду в 13 часов 53 минуты 27 декабря 1977 г.

Костяк экипажа сформировали ещё за год до этого события. Были назначены командир корабля и заместитель командира по политической части, офицеры электромеханической боевой части и химической службы. К моменту спуска корабля на воду экипаж был укомплектован почти на сто процентов.

В 1978 году экипаж прибыл в Ленинград и с огромным энтузиазмом принялся осваивать новый корабль.
В 1980 г. крейсер прошел испытания и вошел в состав Северного флота.

Подьем флага на таркр «Киров»

12 апреля 1981 года, в торжественной обстановке в присутствии строителей, представителей общественности Мурманска, Североморска, представителей штабов и соединений, делегации Казахстана, ветеранов крейсера “Киров” командующий КСФ адмирал В.Н.Чернавин от имени ГК ВМФ вручил командиру капитану 1 ранга Ковальчуку Александру Сергеевичу Краснознамённый военно-морской флаг и орден Красного Знамени, унаследованный от легендарного крейсера. этот день 12 апреля считается годовым праздником корабля.

В 1984 году появился второй корабль этого типа – “Фрунзе” (“Адмирал Лазарев”), в 1988 году третий – “Калинин” (“Адмирал Нахимов”) и в 1998 году “Юрий Андропов” (“Пётр Великий”).

Наши атомные ракетные крейсера прямых аналогов за рубежом не имеют. На ТАРКР энергетическая установка включает в себя две паровые турбины мощностью до 70000 л. с. каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе. При работе атомной энергетической установки крейсер развивает скорость более 30 узлов, под котлами - не менее 14.

Экипаж почти вдвое меньше, чем было на одинаковом по водоизмещению линкоре “Октябрьская революция”. “Главный калибр” атомного крейсера - противокорабельный ракетный комплекс большой дальности "Гранит".
Зенитное ракетное оружие на крейсерах “Адмирал Ушаков” и “Адмирал Лазарев” было такое же, как и на крейсере “Слава”. На крейсере “Адмирал Нахимов” установлены уже более современные ЗРК.
Артиллерийское оружие головного корабля - две одноорудийные 100-мм автоматические установки с радиолокационной системой управления. Начиная со второго корабля серии, на них вместо двух “соток” стали размещать одну двухорудийную 130-мм артустановку. В качестве средств ближней самообороны на ТАРКР было установлено восемь 30-мм шестиствольных автоматов. На крейсере “Адмирал Нахимов” вместо этого оружия установлены два новых ракетно-артиллерийских комплекса самообороны.

Противолодочное оружие составляют автоматизированный гидроакустический комплекс "Полином", противолодочный торпедный комплекс "Метель" (в дальнейшем "Водопад").

На втором и последующих крейсерах вместо противолодочного ракетного комплекса и торпедных аппаратов устанавливали новый универсальный ракето-торпедный комплекс.

Набор противолодочных средств дополняют реактивно-бомбовые установки, основное назначение которых на этих кораблях - поражение атакующих их торпед. Начиная с третьего корабля серии, на атомных крейсерах устанавливают новый комплекс противоторпедной защиты. На корабле базируются два вертолета типа Ка - 27, Ка - 27ПС, Ка - 31 или Ка - 39 в поисково-спасательном, противолодочном и других вариантах. Для обеспечения базирования вертолётов предусмотрен подпалубный ангар, погреба боезапаса, подъемник и взлётно-посадочная площадка.
Таким образом, атомные крейсера типа "Киров" вобрали в себя практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных в последние годы.

Несмотря на решение Государственной думы РФ о необходимости сохранения в боевом составе ВМФ России ТАРКР “Адмирал Ушаков”, в связи с отсутствием средств на ремонт и восстановление крейсер был выведен из боевого состава ВМФ и в настоящее время ожидает утилизации у стенки судоремонтного завода.

Однако члены экипажа первого отечественного атомного ракетного крейсера не считают себя вправе забыть историю. По инициативе единомышленников создан и активно работает Совет ветеранов крейсера. Традиционными стали ежегодные встречи бывших сослуживцев. По инициативе энтузиастов в Интернете создан сайт “Для тех, кто служил на ТАРКР “Киров” www.kreiserkirov.ru

Ветераны крейсера всё же не теряют надежду на то что, после модернизации таркр «Адмирал Нахимов», правительство РФ вернется к идее модернизации и первенца данного проекта по отработанной программе модернизации таркр«Адмирал Нахимов», которая планируется к завершению в ближайшем будущем, или реализует иновационную идею, которая станет прибыльной для государства после реконструкции таркр «Киров» в первый музей - Первого атомного крейсера, который встанет на вечную стоянку в одном из городов в Санкт-Петербурге или Кронштадте, как символ мощи нашего государства (как нынешний пример, крейсер 1 ранга «Аврора», навечно обредший свое место постоянной стоянки на набережной г. Санкт Петербурга, напротив Ленинградского НВМУ). После реализации подобного проекта, музей таркр «Киров» сможет изрядно пополнить доход Государству и окупить вложенные финансы в модернизацию под музей (в отличии от утилизации). Музей таркр «Киров» увеличит посещаемость Морской столицы туристами, желающими посетить одну из самых больших морских достопримечательностей Морской столицы РФ, высокотехнологичный музей - Первого мощнейшего атомного ракетного крейсера!