Трагедии/терракты/несчастные случаи
December 25, 2022

Катастрофа Ил 76М 128 Паневежисского военно-транспортного авиационного полка 18 ВТАД. Кабул, Афганистан в 1979

Катастрофа Ил-76 под Кабулом — авиационная катастрофа самолёта Ил-76М советских ВВС, произошедшая во вторник 25 декабря 1979 года в районе Кабула (Демократическая Республика Афганистан). Первая потеря советских ВВС в Афганской войне.

Катастрофа

25 декабря 1979 года Советский Союз начал ввод своих войск на территорию Афганистана.Подготовка к этому велась заблаговременно.Начиная с июня 1979 года 8 экипажей Ан-12 194 гв. овтап ВТА (Фергана) выполняли перевозки военных и прочих грузов из СССР в ДРА, как правило, на "зафрахтованную" авиабазу Баграм, охраняемую и обороняемую подразделениями ВДВ. Непосредственно за несколько дней, в том числе ещё в середине декабря самолёты ВТА были перебазированы на аэродромы в ТуркВО.

В ночь на 11 декабря 1979 года 350 гв.пдп 103 гв. вдд ВДВ (командир полка - гв.п/п-к Шпак Г.И.) в ППД в местечке Боровуха-1, был поднят по боевой тревоге и к исходу 12 декабря сосредоточился на военном аэродроме 1 класса «Быхов» г.Быхово БССР, где до 15 декабря осуществлял подготовку к посадочному десантированию и боевым действиям.

25 декабря полк двумя группировками сосредоточился на аэродромах Чимкент и Энгельс. В ночь на 25 декабря самолётами ВТА полк был переброшен на территорию ДРА и посадочным способом высадился на аэродроме г.Кабул. Приказ на пересечение советско-афганской границы был отдан в 15:00, а в 18:00 местного времени (15:00 по московскому времени) самолеты ВТА начали переброску десанта по воздуху на аэродромы Кабул и Баграм.В числе прочих в этом воздушном мосте принимал участие и Ил-76М борт №86036 КК к-н Головчин В.В. 128 гв.втап 18 гв.втад ВТА г.Паневежис.

Сама подготовка проходила в спешке, и полёт экипаж Головчина. выполнял, находясь во «взвинченном» состоянии, что было обусловлено влиянием следующих факторов: 1) в экипаже Головчина. заболел борттехник по авиационному и десантному оборудованию самолёта с заменой его на другого бортАДО на промежуточном аэродроме посадки, 2) отказ бортового навигационного оборудования: РЛС переднего обзора КП3 и системы межсамолётной навигации МСН-76, что затрудняло выполнение полёта самолёта в боевом порядке. Борт №86036 вылетел из Чимкента и направился к Афганистану в составе трех самолетов Ил-76 128 гв.втап.

Переброска войск по воздуху проходила в высоком темпе. Уже стояла ночь и шёл снегопад, а Ил-76 прибывали с интервалами в несколько минут. Но вскоре с авиабазы Баграм сообщили, что до сих пор не прибыл седьмой по счёту самолёт, которым был борт №86036.С аэродрома Чимкент при этом передали, что он вылетел от них. Были опрошены экипажи других самолётов, и экипаж восьмого самолёта сообщил, что при выполнении захода он увидел, как в темноте слева по курсу возникла вспышка.

Это в данной ситуации означало, что Ил-76 разбился. Очевидцы же на АБ Баграм слышали взрыв и видели две вспышки, о чем сразу было доложено на аэродром Кабул.Информация о катастрофе Ил-76 по команде была доложена в Генштаб ВС и МО СССР прибл. в 22 часа (мск) 25 декабря. Очевидно, тогда же (25-26 декабря) руководством Минобороны было принято решение провести оперативное расследование причин авиакатастрофы.

30 декабря 1979 г. в 16:00 с вертолёта Ми-8 борт №420 доложили об обнаружении места катастрофы — высота 4269 (36 километров от Кабула).Отклонившись от схемы захода, самолёт Головчина в 19:33 по московскому времени (21:33 по местному времени) ударился о гребень скалы и разломился пополам, после чего части фюзеляжа упали в ущелья и разрушились.Все находившиеся на борту 47 человек погибли (7 членов экипажа, 3 офицера ИАС 128 гв.втап и 37 десантников 350 гв.пдп). На то время это была крупнейшая авиакатастрофа в Афганистане и с участием Ил-76.

1 января 1980 г. в 10:30 поисковая экспедиция из спасателей-альпинистов СКА КСАВО г.Алма-Ата обнаружила переднюю часть фюзеляжа с фрагментами тел лётчиков. Остальная часть фюзеляжа с десантниками, техникой и вооружением упала в труднодоступное ущелье.Обнаружить её удалось только в 2005 году

Поисково-спасательные работы

Сразу после падения самолета военные пытались добраться до места катастрофы. О том, как это было сложно, рассказывают сохранившиеся записи о проведении поисково-спасательных работ:

“26.12.1979. При выполнении посадочного маневра потерпел катастрофу самолет Ил-76 с экипажем, десантниками и техникой на борту. Он врезался в одну из вершин, окружающих аэродром Кабула. В результате погибли 7 человек экипажа и 34 десантника.

27.12.1979. Утром генерал-майор Егоров А.А. вылетел на вертолете Ми-8 в предполагаемый район катастрофы, но точного места падения из-за сильного снегопада не нашли.

28.12.1979. Руководитель оперативной группы военно-транспортной авиации вызвал группу альпинистов ЦСКА, которые проходили тренировочные сборы на Тянь-Шане. Для них это было полной неожиданностью, и они очень сожалели, что с ними нет обеспечивающего их вертолета, экипаж которого натренирован для посадок и спасательных работ в горах. Все альпинисты в ярких пуховиках заметно выделяются среди серо-зеленой массы войск.

30.12.1979. На горе высажено 8 альпинистов, 2 авиационных инженера и 5 десантников. Есть договоренность с госпиталем о перевозке тел, погибших в авиационной катастрофе, в морг.

В 16.00 Вертолет Ми-8 обнаружил гребень горы в месте удара Ил-76, одна часть самолета на одной стороне, другая — с другой стороны гребня, наиболее интересующие части находятся с противоположной стороны того склона, на котором установлена палатка альпинистов.

01.01.1980. В 10.30 альпинисты нашли кабину Ил-76 с останками тела Шишова — помощника командира корабля…”

Дальнейшие поиски результатов не дали. Спасательные работы были остановлены 4 января 1980г.

Лётный экипаж самолёта

имел следующий состав

  • Командир корабля — капитан Головчин Виталий Васильевич. Родился 2 января 1949 года в Вологде, в Советских вооружённых силах с 12 августа 1968 года, выпускник Балашовского высшего военного училища лётчиков. Командир отряда транспортного авиаполка.
  • Помощник командира корабля — старший лейтенант Шишов Константин Иванович
  • Штурман — старший лейтенант Турбин Александр Николаевич
  • Старший бортовой техник — капитан Елисеев Юрий Павлович. Родился 15 мая 1942 года в Ключах (Камчатская область), в Советских вооружённых силах с 9 октября 1961 года, выпускник Ачинского ВАТУ.
  • Бортовой техник по авиационно-десантному оборудованию — лейтенант Трифонов Анатолий Александрович, родился в городе Зарайск, Московской области.
  • Старший воздушный радист-оператор радиоэлектронной борьбы — прапорщик Илюшкин Геннадий Леонтьевич. Родился 27 декабря 1953 года в деревне Тоншерма (Тетюшский район Татарской АССР).
  • Старший воздушный стрелок-радист — прапорщик Шацкий Геннадий Александрович

Также в состав экипажа входили:

  • Подполковник Негачёв Владимир Михайлович — заместитель командира 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка по инженерно-авиационной службе. Родился 27 марта 1937 года в Москве, в Советских вооружённых силах с 23 августа 1954 года. Выпускник ВВИА им. Жуковского.
  • Майор Чурило Михаил Николаевич — старший инженер 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка по авиационному оборудованию
  • Капитан Зюба Александр Николаевич — инженер эскадрильи 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка по прицельно-навигационному комплексу самолетов. Родился 24 октября 1934 года в селе Николаевка (Белгородская область), в Советских вооружённых силах с 17 сентября 1952 года, выпускник Двинского ВАРУ

Десантники 350 гв. пдп

1. ПУГАЧЁВ Михаил Николаевич, старший лейтенант, командир роты
2. АБРОСИМОВ Николай Петрович, младший сержант, командир отделения, ВДВ.
3. БЕЛАСИКОВ Валерий Юрьевич, младший сержант.
4. БУЗУРТАНОВ Хазмагомед Мовлиевич, рядовой, радиомастер.
5. БУЛАТ Геннадий Мечеславович, гвардии прапорщик, командир автомобильного взвода,
6. ВЕСНИН Владимир Михайлович, рядовой, стрелок,
7. ВИННИ Аарне Лембитович, рядовой
8. ГАВРИЛОВ Сергей Мефодьевич, младший сержант, старший водитель,
9. ГИБЕРТ Сергей Францевич, рядовой.
10. ГОРБУНОВ Василий Геннадьевич, рядовой, стрелок-регулировщик.
11. ГОЛУБЕВ Михаил Александрович, гвардии прапорщик, старшина роты,
12. ГРЕБЕНЮКОВ Сергей Александрович, рядовой.
13. ДЕНИСОВ Михаил Васильевич, рядовой, мотоциклист-регулировщик,
14. ДЖИМИЕВ Туган Тузарбекович, рядовой
15. ЗЕРНИН Александр Иванович, рядовой, водитель,
16. ИВАНЬКО Андрей Васильевич, гвардии сержант, командир отделения.
17. КУЗНЕЦОВ Валентин Ильич, рядовой.
18. ЛУШНИКОВ Владимир Евгеньевич, рядовой, старший водитель-гранатометчик,
19. ЛЫСОЕВ Константин Рудольфович, рядовой.
20. МАКСИМОВ Николай Михайлович, рядовой, пулемётчик.
21. МИКЕНАС Антонас Симонович, сержант, командир отделения.
22. МИХАЙЛОВ Анатолий Анатольевич, рядовой, стрелок
23. НОСИКОВ Владимир Ленидович, рядовой, пулемётчик.
24. ПИСКУНОВ Сергей Николаевич, ефрейтор, старший водитель.
25. СМИРНОВ Владимир Александрович, рядовой, стрелок.
26. СМИРНОВ Юрий Николаевич, рядовой, электромеханик
27. СТЕПАНЕНКО Виктор Алексеевич, рядовой, водитель.
28. ТАРАСОВ Игорь Михайлович, ефрейтор, водитель.
29. ТЕРСКИХ Анатолий Михайлович, прапорщик, начальник хранилища.
30. ФРАЙМУТ Иван Оскарович, рядовой, повар
31. ХАШИЕВ Ахмед Бексултанович, рядовой, пулемётчик парашютно-десантной роты
32. ХИЖНЯК Владимир Петрович, рядовой, водитель-автомеханик.
33. ЦАБОЛОВ Владимир Ясанович, рядовой, стрелок-гранатомётчик.

Настоящее время (2022)

Останки воинов остаются в горах Гиндукуша до сих пор. Попытки увековечения памяти предпринимались не раз.Союзом десантников Крыма проводились акции памяти с десантированием парашютистов в районе падения самолета в 2004 г., а в ноябре 2009 г. накануне 30-летия ввода советских войск в ДРА на каменистых склонах скалы на месте ЛП энтузиастами были прикреплены два памятных знака с изображением самолета и фамилиями погибших, за исключением троих погибших однополчан зам.по ИАС п/п-к Негачев В.М., СВС-КОУ пр-к Шацкий Г.А., ПКК ст.л-т Шишов К.И., находящихся в экипаже, опознанных и преданных земле их родственниками на территории СССР.В г. Паневежис Литва на кладбище похоронены в братской могиле КК Виталий Головчин, ШК Александр Турбин, СБТ Юрий Елисеев. Поисковики остаются без должного внимания со стороны государства.Полагаю завеса тайны произошедшего ЧП и особой важности перевозимого тяжела и неподъемна.Признание миссии альпинистов нужно ещё по одной причине, ведь там, в горах Гиндукуша, до сих пор покоятся останки советских десантников с разбившегося Ил-76, отдавших жизнь исполняя свой воинский долг перед государством.


источник