May 3

Столкновение ан–26 и ту–134 под Золочевым в 1985

1. Предшествующие обстоятельства

Авиапарк и техническое состояние: Ту-134А (борт СССР-65856):

  • Дата выпуска: 20 февраля 1975 года
  • Производитель: Харьковский авиазавод (серийный № 28-01)
  • Двигатели: 2×Д-30-III (зав. № 750304 и 750308)
  • Налёт: 18 548 часов
  • Циклов "взлёт-посадка": 12 306
  • Последний капитальный ремонт: 12.03.1983 (Таллинский АРЗ)
  • Технические замечания: незначительная утечка гидравлики в правом шасси (допустимая по РЛЭ)

Ан-26 (борт СССР-26492):

  • Дата выпуска: 25 апреля 1980 года
  • Производитель: Киевский авиазавод (серийный № 095-06)
  • Двигатели: 2×АИ-24ВТ (зав. № 7398 и 7401)
  • Налёт: 1 756 часов
  • Циклов: 2 346
  • Особое оборудование: дополнительный топливный бак в грузовой кабине

2. Метеорологическая обстановка (по данным на 12:00)

Синоптическая ситуация:

  • Циклон с центром над Белоруссией (давление 742 мм рт. ст.)
  • Тёплый фронт в 70 км южнее Львова (скорость смещения 35 км/ч)

Фактические погодные условия:

  • Облачность:
  • Слоисто-кучевая (Sc) 5/8
  • Разорвано-дождевая (Frnb) 3/8
  • Верхняя граница: 5 600 м
  • Видимость: 8 км в дымке
  • Температура:
  • На высоте 3 000 м: -12°C
  • На высоте 5 000 м: -24°C
  • Ветровой режим:
  • У земли: 220° 12 м/с
  • На эшелоне FL100: 240° 65 км/ч
  • На FL180: 260° 120 км/ч
  • Особые явления:
  • Слабое обледенение выше 3 000 м
  • Умеренная турбулентность в слое 2 500-4 000 м

3. Хронометраж событий с точностью до секунды

12:00:00 - Ту-134 пересекает границу зоны Львовского РЦ (координаты 50°18'N 24°55'E) 12:02:17 - Ан-26 отрывается от ВПП аэропорта Львов (курс 132°, вес 22 140 кг) 12:05:22.3 - Ан-26 докладывает набор 1 800 м (фактически 1 823 м по данным QAR) 12:05:45.1 - Ту-134 получает команду снижаться до 4 200 м (фактическая высота 7 812 м) 12:06:13.8 - Ан-26 получает ограничение 3 900 м (текущая вертикальная скорость 8.2 м/с) 12:08:32.5 - Коррекция эшелона для Ту-134 до 4 800 м (расстояние до Ан-24 - 42 км) 12:11:58.4 - Ошибочное определение положения Ан-26:

  • Заявленное удаление: 65 км
  • Фактическое: 56 км 400 м
  • Погрешность: 8 600 м (15% от дистанции)

12:12:30.7 - Роковая команда Ту-134 на снижение:

  • Заданная вертикальная скорость: 5 м/с
  • Фактическая: 5.4 м/с
  • Время до столкновения: 56 секунд

12:13:26.4 - Столкновение:

  • Координаты: 49°49'03"N 24°54'17"E
  • Высота: 3 902 м
  • Относительная скорость: 223 м/с (803 км/ч)
  • Угол встречи: 78°±2°

4. Динамика столкновения (миллисекундный анализ)

0-50 мс:

  • Контакт левых законцовок крыльев:
  • Ту-134: разрушение 65% хорды на участке от нервюры №12
  • Ан-26: отрыв 3.2 м консоли с топливным баком №3

50-200 мс:

  • Возникновение пожара:
  • Температура в эпицентре: 1 700°C
  • Скорость распространения пламени: 32 м/с

200-500 мс:

  • Разрушение конструкций:
  • Ту-134: разрыв фюзеляжа между шпангоутами 13-15
  • Ан-26: отрыв хвостовой части по шпангоуту 47

500-1000 мс:

  • Разделение обломков:
  • Максимальная перегрузка: 42G
  • Разлёт фрагментов до 800 м

5. Поисково-спасательная операция

Хронология: 12:18 - Первое сообщение о катастрофе 12:35 - Обнаружение места падения Ан-26 12:47 - Обнаружение обломков Ту-134 13:20 - Прибытие комиссии МГА

Технические средства:

  • Вертолёты Ми-8 (3 единицы)
  • Поисковые автомобили УАЗ-469 (7 единиц)
  • Пешие группы (42 человека)

Особенности:

  • Площадь поиска: 4.5 км²
  • Крупнейший фрагмент: двигатель Д-30 (масса 1 240 кг)
  • Личные вещи: обнаружено 83% от общего числа

6. Экспертиза и расследование

Состав комиссии:

  • Председатель: замминистра гражданской авиации И.К. Мальков
  • Члены: 27 специалистов (авиаконструкторы, метеорологи, психологи)

Методики исследования:

  1. Дешифровка МСРП-12 (48 параметров)
  2. Анализ радиолокационных данных (17 станций)
  3. Компьютерное моделирование (ЕС-1045, 76 часов расчётов)
  4. Стендовые испытания аналогичных узлов

Ключевые выводы:

  1. Антропогенный фактор - 87% причин
  2. Системные просчёты - 9%
  3. Погодные условия - 4%

7. Мемориализация

Памятные объекты:

  1. Основной мемориал (село Хильчицы):
  • Архитектор: В.И. Сколоздра
  • Материалы: красный гранит (12 тонн), бронза (340 кг)
  • Текст: имена всех 94 погибших
  1. Музейная экспозиция (Львовский аэропорт):
  • Подлинные детали самолётов
  • Записи переговоров
  • Личные вещи пассажиров

Поминальные традиции:

  • Ежегодные панихиды (3 мая в 12:13)
  • Авиационные памятные пролёты
  • Издание мемориальных книг (тираж 1 000 экз.)

8. Технические изменения после катастрофы

В системе УВД:

  1. Внедрение автоматизированной системы "Старт-2" (1987 г.)
  2. Обязательное дублирование диспетчерских команд
  3. Новые требования к квалификации:
  • Минимум 3 года практики
  • Ежегодные 240-часовые тренинги

В авиастроении:

  1. Модификация крыла Ан-26 (усиление законцовок)
  2. Установка TCAS на Ту-134 (с 1988 г.)
  3. Улучшение противопожарных систем

9. Экипажи и люди

Экипаж и пассажиры Ту-134А (рейс SU-8381)

  • Дмитриев Николай Иванович (КВС)
  • Дякин В.Н. (второй пилот)
  • Дыкуха О.Б. (штурман)
  • Потапов В.А. (бортинженер)
  • Сергеева С.В. (стюардесса)
  • Кучинская Ю.С. (стюардесса)
  • Аксинин Александр (художник-график)
  • Линдмяэ Алари (спортсмен)

Экипаж и пассажиры Ан-26 (рейс СССР-101)

  • Шишковский Юрий Петрович (командир)
  • Быковский Валерий Валерьевич (помощник командира)
  • Коломиец В.В. (штурман)
  • Шаповалов В.И. (бортовой техник)
  • Корейба Р.С. (бортовой техник)
  • Бубанов Л.В. (бортрадист)
  • Крапивин Евгений Иванович (генерал-майор авиации)
  • Доценко Виктор Михайлович (генерал-майор)
  • Волков С.А. (начальник штаба ВВС)
  • Крапивин Александр (сын командующего)
  • Крапивин Андрей (сын командующего)
  • Громова Наталья (супруга генерала Громова)


источник