Столкновение ан–26 и ту–134 под Золочевым в 1985
1. Предшествующие обстоятельства
Авиапарк и техническое состояние: Ту-134А (борт СССР-65856):
- Дата выпуска: 20 февраля 1975 года
- Производитель: Харьковский авиазавод (серийный № 28-01)
- Двигатели: 2×Д-30-III (зав. № 750304 и 750308)
- Налёт: 18 548 часов
- Циклов "взлёт-посадка": 12 306
- Последний капитальный ремонт: 12.03.1983 (Таллинский АРЗ)
- Технические замечания: незначительная утечка гидравлики в правом шасси (допустимая по РЛЭ)
- Дата выпуска: 25 апреля 1980 года
- Производитель: Киевский авиазавод (серийный № 095-06)
- Двигатели: 2×АИ-24ВТ (зав. № 7398 и 7401)
- Налёт: 1 756 часов
- Циклов: 2 346
- Особое оборудование: дополнительный топливный бак в грузовой кабине
2. Метеорологическая обстановка (по данным на 12:00)
- Циклон с центром над Белоруссией (давление 742 мм рт. ст.)
- Тёплый фронт в 70 км южнее Львова (скорость смещения 35 км/ч)
- Облачность:
- Слоисто-кучевая (Sc) 5/8
- Разорвано-дождевая (Frnb) 3/8
- Верхняя граница: 5 600 м
- Видимость: 8 км в дымке
- Температура:
- На высоте 3 000 м: -12°C
- На высоте 5 000 м: -24°C
- Ветровой режим:
- У земли: 220° 12 м/с
- На эшелоне FL100: 240° 65 км/ч
- На FL180: 260° 120 км/ч
- Особые явления:
- Слабое обледенение выше 3 000 м
- Умеренная турбулентность в слое 2 500-4 000 м
3. Хронометраж событий с точностью до секунды
12:00:00 - Ту-134 пересекает границу зоны Львовского РЦ (координаты 50°18'N 24°55'E) 12:02:17 - Ан-26 отрывается от ВПП аэропорта Львов (курс 132°, вес 22 140 кг) 12:05:22.3 - Ан-26 докладывает набор 1 800 м (фактически 1 823 м по данным QAR) 12:05:45.1 - Ту-134 получает команду снижаться до 4 200 м (фактическая высота 7 812 м) 12:06:13.8 - Ан-26 получает ограничение 3 900 м (текущая вертикальная скорость 8.2 м/с) 12:08:32.5 - Коррекция эшелона для Ту-134 до 4 800 м (расстояние до Ан-24 - 42 км) 12:11:58.4 - Ошибочное определение положения Ан-26:
12:12:30.7 - Роковая команда Ту-134 на снижение:
- Координаты: 49°49'03"N 24°54'17"E
- Высота: 3 902 м
- Относительная скорость: 223 м/с (803 км/ч)
- Угол встречи: 78°±2°
4. Динамика столкновения (миллисекундный анализ)
- Контакт левых законцовок крыльев:
- Ту-134: разрушение 65% хорды на участке от нервюры №12
- Ан-26: отрыв 3.2 м консоли с топливным баком №3
- Разрушение конструкций:
- Ту-134: разрыв фюзеляжа между шпангоутами 13-15
- Ан-26: отрыв хвостовой части по шпангоуту 47
5. Поисково-спасательная операция
Хронология: 12:18 - Первое сообщение о катастрофе 12:35 - Обнаружение места падения Ан-26 12:47 - Обнаружение обломков Ту-134 13:20 - Прибытие комиссии МГА
- Площадь поиска: 4.5 км²
- Крупнейший фрагмент: двигатель Д-30 (масса 1 240 кг)
- Личные вещи: обнаружено 83% от общего числа
6. Экспертиза и расследование
- Председатель: замминистра гражданской авиации И.К. Мальков
- Члены: 27 специалистов (авиаконструкторы, метеорологи, психологи)
- Дешифровка МСРП-12 (48 параметров)
- Анализ радиолокационных данных (17 станций)
- Компьютерное моделирование (ЕС-1045, 76 часов расчётов)
- Стендовые испытания аналогичных узлов
7. Мемориализация
- Архитектор: В.И. Сколоздра
- Материалы: красный гранит (12 тонн), бронза (340 кг)
- Текст: имена всех 94 погибших
- Ежегодные панихиды (3 мая в 12:13)
- Авиационные памятные пролёты
- Издание мемориальных книг (тираж 1 000 экз.)
8. Технические изменения после катастрофы
- Внедрение автоматизированной системы "Старт-2" (1987 г.)
- Обязательное дублирование диспетчерских команд
- Новые требования к квалификации:
- Модификация крыла Ан-26 (усиление законцовок)
- Установка TCAS на Ту-134 (с 1988 г.)
- Улучшение противопожарных систем
9. Экипажи и люди
Экипаж и пассажиры Ту-134А (рейс SU-8381)
- Дмитриев Николай Иванович (КВС)
- Дякин В.Н. (второй пилот)
- Дыкуха О.Б. (штурман)
- Потапов В.А. (бортинженер)
- Сергеева С.В. (стюардесса)
- Кучинская Ю.С. (стюардесса)
- Аксинин Александр (художник-график)
- Линдмяэ Алари (спортсмен)
Экипаж и пассажиры Ан-26 (рейс СССР-101)
- Шишковский Юрий Петрович (командир)
- Быковский Валерий Валерьевич (помощник командира)
- Коломиец В.В. (штурман)
- Шаповалов В.И. (бортовой техник)
- Корейба Р.С. (бортовой техник)
- Бубанов Л.В. (бортрадист)
- Крапивин Евгений Иванович (генерал-майор авиации)
- Доценко Виктор Михайлович (генерал-майор)
- Волков С.А. (начальник штаба ВВС)
- Крапивин Александр (сын командующего)
- Крапивин Андрей (сын командующего)
- Громова Наталья (супруга генерала Громова)