ВВУЗ
December 8, 2022

ВАГШ ВС РФ

На необходимость создания подобного учебного военного заведения впервые обратил внимание еще в начале 1750-х годов генерал-фельдмаршал П.И. Шувалов. Тогда его предложение не получило практической реализации. Спустя почти век стало очевидным, что значительно возросшая роль штабной службы требует специально подготовленных офицеров. В 1830 г. военный теоретик и историк А.А. Жомини по поручению императора теоретически обосновал идею создания соответствующего научно-учебного заведения и разработал проект его устава.

Академия учреждалась для «образования офицеров к службе Генерального штаба и вящего распространения военных познаний». Она сразу же заняла центральное место в системе военного образования России. Были образованы две кафедры: тактики, а также военной истории и стратегии. Ведущей учебной дисциплиной считалась тактика, стратегия же преподавалась на втором курсе в совокупности с историей войн и военной литературой.

Положение об академии подчеркнуло две ее основные задачи: распространение высшего образования в армии и подготовка офицеров к службе Генерального штаба, причем первая задача по замыслу становилась приоритетной. Новое Положение 1909 г., подтвердило и расширило ее задачи: во-первых, давать офицерам высшее военное образование; во-вторых, комплектовать выпускниками, окончившими академию по первому разряду, корпус офицеров Генерального штаба; в-третьих, развивать военную науку и распространять военные знания в армии.

Имперский период истории академии Генерального штаба длился 85 лет (с декабря 1832 по март 1917 года). Как ведущий военно-научный и военно-учебный центр страны, она внесла значительный вклад в теорию военного дела и российского военного искусства. В разное время здесь работали выдающиеся представители отечественной военной мысли – М.И. Драгомиров, Н.Н. Головин, Ф.И. Горемыкин, Л.И. Зедделер, Г.А. Леер, Д.Ф. Масловский, Н.В. Медем, Д.А. Милютин, Н.П. Михневич, Н.Н. Сухотин, П.Я. Языков и др.

За это время в академии прошли обучение 4532 офицера русской армии и несколько десятков офицеров из Болгарии и Сербии. На них легла вся тяжесть подготовки войск и управления ими в боевые действия в войнах Российской империи второй половины XIX и начала XX века.

В 1917 г., когда общество оказалось расколотым, перед Академией и ее выпускниками встала сложнейшая проблема – какую сторону занять. Советская власть, утвердившаяся в результате Октябрьской революции 1917 г., попыталась сохранить Академию в качестве учебного учреждения своей военной организации. Так, на 1 января 1918 г. в Академии состояло 395 слушателей. В феврале того же года 230 слушателей были направлены в штабы Петроградского и Московского военных округов, на Кавказский фронт, где сыграли в целом положительную роль в организации отпора немецким и турецким войскам. Одновременно группа слушателей под руководством преподавателя академии полковника Б.П. Полякова по заданию Генерального штаба разрабатывала штаты и законоположения для Красной армии.

Но в августе 1918 г. почти весь преподавательский состав и большинство слушателей (393 из 530 человек) во главе с начальником академии перешли на сторону противников советской власти. В составе белогвардейских войск академия действовала в разных городах Сибири и закончила свое существование в 1922 г. Последний выпуск слушателей императорской академии Генерального штаба в количестве 30–35 человек состоялся в конце 1921 года во Владивостоке (на острове Русский).

7 октября 1918 г. Реввоенсовет Республики издал приказ о формировании Академии Генерального штаба Красной армии. Торжественное открытие Академии Генерального штаба РККА состоялось, как и открытие Николаевской академии, 8 декабря. В 1832 году обучаться начинали 27 слушателей, в этот же раз – 183 человека. На торжественном открытии академии присутствовали председатель ВЦИК Я.М. Свердлов и нарком по военным делам Л.Д. Троцкий. Основной задачей академии являлась подготовка специалистов с высшим военным и специальным образованием для службы на штабных и командных должностях, которые должны были получить при этом также широкое общее образование. Документы со всей очевидностью свидетельствуют о функционировании с 1918 по 1922 г. на территории России одновременно двух академий Генерального штаба.

За время Гражданской войны и иностранной военной интервенции Академия Генштаба РККА подготовила большой отряд командиров из рабочих и крестьян. Многие ее выпускники командовали соединениями и объединениями Рабоче-крестьянской Красной армии и внесли весомый вклад в победу над внутренней контрреволюцией и иностранной военной интервенцией. Многие слушатели первых наборов тех лет стали в последующим известными советскими военачальниками, среди них – Я.И. Алкснис С.Н. Воронов, К.А. Мерецков, В.С. Попов, В.Д. Соколовский, И.В. Тюленев и другие.

После окончания Гражданской войны на первый план военно-кадровой политики выдвинулась задача укрепления среднего звена командного состава, значительная часть которого не имела необходимого военного и политического образования. С этой целью 5 августа 1921 г. Академия Генерального штаба была переименована в Военную академию РККА, главной задачей которой стала подготовка командного состава среднего звена. Однако в ее стенах, тем же составом преподавателей и на той же базе, продолжалась подготовка и высшего начальствующего состава сначала на Высших военно-академических курсах, затем на Курсах усовершенствования высшего начальствующего состава, а с 1931 г. ‒ на оперативном факультете.

Однако курсовая подготовка военных руководителей оперативного и стратегического уровней не соответствовала требованиям времени. 2 апреля 1936 г. советское руководство приняло решение воссоздать Академию Генерального штаба, возложив на нее подготовку командных кадров старшего и высшего звена Красной армии и разработку важнейших проблем военной науки. Народный комиссар обороны приказом от 11 апреля 1936 г. потребовал сформировать в г. Москве Академию Генерального штаба РККА и приступить к занятиям в ней с 1 сентября. Торжественное открытие академии (третье в ее истории) состоялось 1 ноября 1936 г. Тогда же начались и учебные занятия.

В стенах Академии был собран цвет отечественной военной науки, лучшие педагоги и методисты: комкор А.И. Верховский, комдив А.А. Свечин, дивизионный инженер Д.М. Карбышев, комбриг Е.А. Шиловский и другие. Первыми слушателями Академии стали 138 командиров, среди которых были комбриги Л.А. Говоров, П.А. Курочкин, Г.К. Маландин, полковники А.И. Антонов, И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, Н.Ф. Ватутин ‒ будущие полководцы Великой Отечественной войны.

С 1936 по 1941 г. в академии, несмотря на все сложности, состоялось пять выпусков, которые дали Вооруженным Силам более 600 высокообразованных командиров и штабных работников для высшего звена управления. Выпускники академии составляли основной костяк личного состава оперативных объединений, Генерального штаба и центральных управлений НКО. На них легло тяжелое бремя управления этими органами в годы Великой Отечественной войны. Многие из них стали известными военачальниками, военными учёными, внесшими большой вклад в становление и развитие советской военной науки. В числе выпускников академии были такие видные командиры и штабные работники, как А.И. Антонов, А.М. Василевский, В.С. Попов, К.А. Мерецков, В.Д. Соколовский, Ф.И. Толбухин, И.В. Тюленев, А.В. Хрулёв и многие другие.

В 30-е годы усилиями прежде всего ученых академии, была заложена основа советской военной науки. Выдающийся вклад в ее развитие внесли Г.С. Иссерсон, С.Н. Красильников, С.Г. Лукирский, А.А. Незнамов, В.Ф. Новицкий, А.А. Свечин, А.Е. Снесарев, В.К. Триандафиллов, и др. Учеными академии было разработано и издано свыше 100 научных трудов, учебников и пособий.

В межвоенный период Академия свою главную задачу выполнила. Ярким подтверждением тому служит победа советского военного искусства над искусством немецких стратегов в Великой Отечественной войне, творцами которой были, в том числе и выпускники академии.

Суровым испытанием на прочность всего советского народа и его Вооруженных Сил стала Великая Отечественная война С ее началом все слушатели и более 60% преподавателей академии были направлены в действующую армию, в центральные управления Наркомата обороны и аппарат Генерального штаба.

Деятельность Академии (в ноябре 1941 г. она эвакуировалась в Уфу, где находилась до ноября 1942 г.) сосредоточилась на подготовке по 6-месячной программе командных и штабных кадров от дивизионного до фронтового уровня. Одновременно шло изучение и обобщение опыта операций Великой Отечественной войны с внедрением его в учебный процесс и военно-научную работу.

В стенах академии (с апреля 1942 г. – Высшая военная академия) прошли обучение и переподготовку свыше 2 тыс. офицеров и генералов Красной Армии, которые составили кадровую основу командно-штабной системы фронтов, армий, корпусов и дивизий. Ее выпускники занимали высокие командные и штабные должности. руководили войсками фронтов, армиями, несли службу в Генеральном штабе, центральных управлениях Наркомата, а затем Министерства Вооруженных Сил и Министерства обороны СССР. Из них трое были начальниками Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (Б.М. Шапошников, А.М. Василевский и А.И. Антонов), С.М. Штеменко возглавлял Оперативное управление Генерального штаба, пятеро командовали войсками фронтов (И.Х. Баграмян, Н.Ф. Ватутин, Л.А. Говоров, Г.Ф. Захаров, П.А. Курочкин), 13 стали начальниками штабов фронтов и военных округов, 22 – командующими армиями, 265 – командирами дивизий, 82 – работали на ответственных должностях в Генеральном штабе, в управлениях фронтов и армий. 63 воспитанника академии стали Героями Советского Союза.

С декабря 1944 г. в Академии готовились руководящие кадры для военных формирований Югославии, Албании, Болгарии и Чехословакии. Учёными академии проделана огромная работа по обобщению опыта Великой Отечественной войны и развитию военной науки. Об этом свидетельствуют свыше 2 тыс. изданных научных трудов, учебников и пособий.

В послевоенный период Высшая военная академия (с 1958 года – Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил СССР) активно включилась в решение новых задач, связанных с революцией в военном деле, реорганизацией и техническим переоснащением Вооружённых Сил.

С октября 1945 г. она перешла на двухгодичный срок обучения. Была разработана новая структура академии, которая первоначально включала два основных курса и Высшие академические курсы. В 1946 г. открыт авиационный, а в 1949 г. – военно-морской и военно-исторический факультеты. Изменились функциональные задачи академии. Если в годы Великой Отечественной войны она готовила кадры для работы преимущественно в высшем тактическом звене, то теперь перешла на подготовку кадров оперативно-стратегического звена (от корпуса и выше). Центр тяжести в учебной программе переместился с тактических дисциплин на изучение оперативного искусства и стратегии.

В те годы в Академии обучались будущие Маршалы Советского Союза: С.Ф. Ахромеев, П.Ф. Батицкий, В.Г. Куликов, С.К. Куркоткин, Н.В. Огарков, В.И. Петров, Главный маршал авиации П.С. Кутахов, адмирал флота В.Н. Чернавин и другие известные советские военачальники.

Профессорско-преподавательский состав академии внес важнейший вклад в разработку принципиально новых основ подготовки и применения Вооруженных Сил в войнах с применением как ядерных, так и обычных средств поражения, развития оперативного искусства, теории и практики управления группировками войск, совершенствования всех видов обеспечения. Имена докторов наук и профессоров В.Я. Аболинса, П.К. Алтухова, И.И. Ануреева, Ф.Ф. Гайворонского, М.И. Галкина, М.А. Егорова, С.Н. Красильникова, Г.П. Лаврика, А.С. Музыченко, Л.И. Ольштынского, Н.Г. Павленко, В.Г. Рога, И.В. Тимоховича, Б.И. Хабарова и многих других по праву вписаны золотыми буквами в историю военной науки.

В 1992 г. состоялся последний выпуск слушателей советского набора.

С развалом Советского Союза у Академии Генерального штаба изменилась государственная принадлежность: она стала высшим военно-учебным и научным заведением Российской Федерации. Начался новый этап в ее истории. Академия продолжила подготовку квалифицированных военных кадров для Вооруженных Сил, других министерств и ведомств Российской Федерации, а также для армий ряда иностранных государств. Ее ученые участвовали в разработке военной доктрины Российской Федерации, уставных и других документов, регламентирующих деятельность Вооруженных Сил в мирное и военное время, вопросов обеспечения коллективной безопасности на постсоветском пространстве, миротворчества и т. д.

Положительные изменения в организации Академии и ее деятельности произошли с приходом к руководству Вооруженными Силами Российской Федерации Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерала армии В.В. Герасимова. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. Академия была отнесена к военным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, а ее Устав утвержден приказом МО РФ в декабре 2015 г.

Согласно Уставу, основной целью деятельности Академии стало осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования и научной деятельности. К основными задачами академии относится: подготовка военных кадров в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других министерств и ведомств, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области строительства и применения Вооруженных Сил Российской Федерации и безопасности государства.

Учебный процесс в Академии организует и координирует учебно-методический центр.

Обучение слушателей осуществляется на трех факультетах:

  • факультет национальной безопасности и обороны государства ведет подготовку специалистов в области обеспечения национальной безопасности и обороны государства для органов военного управления оперативного, оперативно-стратегического и стратегического уровня Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации. С начала 2013/2014 учебного года на факультете начали обучать офицеров с высшей оперативно-стратегической подготовкой по направлению «Национальная безопасность и оборона государства» с присвоением выпускнику квалификации «магистр». Выпускники Академии назначаются на командные, штабные и другие руководящие должности в Генеральном штабе ВС РФ, в центральные органы военного управления МО РФ, главные штабы и объединения видов ВС РФ, объединения родов войск ВС.
  • факультет переподготовки и повышения квалификации осуществляет обучение специалистов по 23 программам. С 2015 г. ведется подготовка руководящего состава федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а с 2019 г., в соответствии с решением начальника Генерального штаба ВС РФ, организовано повышение квалификации для командующих военных округов (командующих объединениями) и их заместителей, начальников центральных органов военного управления.
  • специальный факультет готовит военнослужащих иностранных государств по специальности «Национальная безопасность и оборона государства» с присвоением выпускнику квалификации «магистр». В учебные программы включены дисциплины: национальная безопасность, государственное управление, военное строительство и строительство вооруженных сил, военная стратегия, оперативное искусство, военное управление и другие. За свою историю факультет подготовил около четырех тысячи военнослужащих из более 50 государств мира. Двое его выпускников стали президентами, а 18 – министрами своих государств. На сегодняшний день на факультете обучаются слушатели из 26 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Обучение слушателей проводится профессорско-преподавательским составом четырнадцати кафедр: государственного управления и национальной безопасности; военной стратегии; оперативного искусства; военного управления; разведки; строительства и применения ВКС; строительства и применения ВМФ; ракетных войск и артиллерии; связи и информационных технологий; материально-технического обеспечения; информационной безопасности; истории войн и военного искусства; физической подготовки; иностранных и русского языков.

Указом Президента Российской Федерации № 779 от 12 декабря 2014 г. Академии предоставлено право самостоятельно разрабатывать и утверждать Федеральный государственный образовательный стандарт.

Боевое знамя Академии во время церемонии вручения ордена Кутузова,
19 июня 2015 года

С 1 сентября 2016 г. осуществлён переход к обучению слушателей по электронным учебникам, разработанные по всем учебным дисциплинам. В Академии создана электронная библиотека, продолжается реализация инновационного проекта «Электронный вуз».

За последние годы проведена большая работа по совершенствованию учебно-материальной базы. Ее основу составляют: автоматизированные пункты управления объединений видов Вооруженных Сил и родов войск, центр оперативной подготовки, информационно-вычислительный центр, лекционные залы, учебные аудитории слушателей, учебно-методические кабинеты кафедр, телевизионный центр, лингафонные кабинеты и студии звукозаписи. Реконструирован Центр военных игр, в котором, с учётом всех новейших достижений в области создания информационных технологий, оборудованы учебные командные пункты стратегического и оперативно-стратегического звеньев управления. Всего в комплексе насчитывается около 250 учебных объектов.

Координация научной работы и подготовка кадров высшей научной квалификации возложена на научно-исследовательский центр.

Основными научными подразделениями Академии являются:

  • научно-исследовательский институт (военной истории), который проводит фундаментальные, проблемно-поисковые и прикладные исследования в области всеобщей и отечественной военной истории;
  • военный институт (управления национальной обороной), к основным видам деятельности которого относятся образовательная и научно-исследовательская деятельность в области управления национальной обороной;
  • центр военно-стратегических исследований, занимающийся проблемами военного строительства и применения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также разработкой, апробацией и координацией основополагающих уставных документов Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • научно-практический центр (профессиональной ориентации и отбора на военную службу), выполняющий исследования в интересах развития теории и внедрения методов военно-профессиональной ориентации и профессионального отбора призывников и военнослужащих;
  • научно-исследовательская лаборатория (исследования образовательного процесса), которая проводит анализ состояния образовательного процесса, вырабатывает рекомендации и предложения по его совершенствованию.

Для ведения научной работы в Академии создано военно-научное общество, состоящее из военно-научных секций, в работе которых участвуют 100% слушателей факультета национальной безопасности и обороны государства под руководством научно-педагогического состава Академии.

Подготовка научно-педагогических и научных кадров осуществляется в докторантуре, адъюнктуре и путем соискательства. В Академии функционируют пять диссертационных советов, которые принимают к защите диссертации по восьми научным специальностям в пяти отраслях наук – военной, философской, политической, экономической и исторической.

За последние пять лет в ввузе подготовлено 15 докторов наук и более 60 кандидатов наук из числа научно-педагогических сотрудников Академии, представителей федеральных органов исполнительной власти, центральных органов военного управления, военно-промышленного комплекса.

На сегодняшний день в центре внимания ученых Академии проблемы, касающиеся будущего облика Вооружённых Сил Российской Федерации, новых форм и способов военных действий, обоснования перспективных средств вооружённой борьбы, создания единого информационного пространства Вооружённых Сил и др. Научные исследования в проводятся по таким важнейшим направлениям, как исследование проблем войны и мира, характера военно-политического противоборства государств (коалиций) и характера борьбы (в том числе вооружённой); военное строительство и строительство Вооружённых Сил; военная безопасность и военное искусство; развитие систем и средств вооружённой борьбы, информационного и других видов противоборства; эволюция отечественной военной стратегии и оперативного искусства, развитие форм и способов применения Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации. В учебном процессе и в научной деятельности учитывается отечественный и зарубежный опыт боевых действий, прежде всего на территории Сирийской Арабской Республики. Значительная часть научно-педагогических работников и слушателей Академии – участники и ветераны боевых действий.

Решение этих и других задач обеспечивается высокой квалификацией профессорско-преподавательского состава и научных работников Академии. На сегодняшний день на факультетах, кафедрах, институтах и в центрах учебного заведения работают 65 докторов наук и 287 кандидатов наук. Более 20 научно-педагогических сотрудников удостоены почётных званий «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», «Заслуженный военный специалист Российской Федерации», «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и «Почётный работник науки и техники Российской Федерации». В рамках приоритетных научных направлений в Академии функционируют 16 военно-научных школ.

В целях решения образовательных и научных задач Академия плодотворно взаимодействует с ведущими учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями страны. Заключены и реализуются соглашения о сотрудничестве с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова, Московским государственным техническим университетом имени Н. Э. Баумана, Московским государственным институтом международных отношений (университетом), Фондом перспективных исследований, Российским федеральным ядерным центром, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова, другими вузами и научными центрами страны.

Социальная роль и функции Академии не замыкаются на осуществлении учебной и научной деятельности. Важным направлением в работе Академии является патриотическая, воспитательная и просветительская работа с населением. Ее профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники и слушатели выступают с лекциями и докладами перед самой разной аудиторией, участвуют в радио- и телепередачах, конференциях и семинарах по военной проблематике.

На протяжении своей истории старейшее военно-учебное заведение остается ведущим в подготовке офицерских кадров высшей военной квалификации оперативно-стратегического уровня и специалистов в области обороны и безопасности государства. Выпускники Академии во все времена отличались глубокой эрудицией и новаторским стилем мышления, владением современной управленческой культурой, высокими профессиональными знаниями и навыками, ясным пониманием целей военного строительства. Выпускники проявили себя не только на военном поприще. Среди ее питомцев – целая плеяда выдающихся государственных и политических деятелей, навечно вошедших в историю российского государства.

За выдающиеся заслуги в укреплении национальной безопасности государства и его обороноспособности, подготовке высококвалифицированных кадров Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации награждена орденами: Суворова 1-й степени (1945 г.), Ленина (1968 г.), Красного Знамени (1986 г.), Кутузова (2015 г.), двенадцатью орденами и медалями иностранных государств.

Наименования

На протяжении своего существования академия имела наименования:

  • с 1832 года — Императорская военная академия;
  • с 1855 года — Николаевская академия Генерального штаба;
  • с 1909 года — Николаевская военная академия;
  • с 1910 года — Императорская Николаевская военная академия;
  • с 1917 года — Николаевская военная академия;
  • с 1918 года — Академия Генерального штаба Красной Армии (РККА); (сформирована, приказ РВС от 07.10.1918)
  • с 1921 года — Военная академия РККА; (переименование, приказ РВС №1675 от 05.08.1921)
  • с 1936 года — Академия Генерального штаба РККА; (сформирована, приказ НКО от 11.04.1936)
  • с 1941 года — Военная академия Генерального штаба РККА имени К. Е. Ворошилова; (Указ Президиума ВС СССР от 03.02.1941)
  • с 1942 года — Высшая военная академия имени К. Е. Ворошилова; (09.04.1942)
  • с 1958 года — Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил СССР; (30.06.1958)
  • с 1960 года — Оперативный факультет Военной академии имени М.В.Фрунзе; (Постановление СМ СССР № 317 от 17.03.1960)
  • с 1961 года — Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил СССР; (Постановление СМ СССР № 358 от 24.04.1961)
  • с 1969 года — Военная ордена Ленина Краснознамённая ордена Суворова академия Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени К. Е. Ворошилова;
  • с 1992 года — Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации;
  • с 11.01.1994 — Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации;
  • ныне — Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации».

Структура

В составе Академии три факультета:

  • национальной безопасности и обороны государства;
  • переподготовки и повышения квалификации;
  • специальный факультет.

12 кафедр:

  • государственного управления и национальной безопасности;
  • военной стратегии;
  • оперативного искусства;
  • военного управления;
  • разведки;
  • строительства и применения ВКС;
  • строительства и применения ВМФ;
  • материально-технического обеспечения;
  • информационной безопасности;
  • истории войн и военного искусства;
  • физической подготовки;
  • иностранных и русского языков.

Основными научными подразделениями академии являются:

  • Научно-исследовательский институт (военной истории).
  • Военный институт (управления национальной обороной);
  • Центр военно-стратегических исследований;
  • Научно-практический центр (профессиональной ориентации и отбора на военную службу);
  • Научно-исследовательский центр (координация научной работы, подготовки научно-педагогических кадров в академии, проведение научных исследований);
  • Научно-исследовательская лаборатория (исследования образовательного процесса).

В 2016 году в составе Военной академии создан Военный институт (управления национальной обороной), который проводит научные исследования и осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов для Национального центра управления обороной Российской Федерации.

Награды

  • Орден Кутузова (23 мая 2015) — за заслуги в обеспечении безопасности государства, укреплении его обороноспособности и подготовке высококвалифицированных военных кадров
  • Орден Ленина (22.02.1968)
  • Орден Красного Знамени (1986)
  • Орден Суворова I степени (5.05.1945)

ордена иностранных государств

  • Орден Красного Знамени (ЧССР, 5.11.1967)
  • Орден Шарнхорста (ГДР, 10.11.1969)
  • Орден «Знамя Труда» I класса (ПНР, 6.10.1973)
  • Орден Народной Республики Болгария I степени (НРБ, 14.09.1974)
  • Орден Красного Знамени (ВНР, 4.04.1975)
  • Орден Сухэ-Батора (МНР, 30.11.1976)
  • Орден Антонио Масео (Куба, 11.12.1982)
  • Орден Хо Ши Мина (Вьетнам, 15.01.1986)
  • четыре медали иностранных государств

источник

источник 2